«Правильный выбор профессии во вспомогательной школе — залог успешной подготовки детей к жизни»
Я. Я. Кравалис.
Одной из серьезных жизненных проблем, с которой сталкиваются многие подростки с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся выпускниками специальных школ – это выбор будущей профессии. Вопросы «Кем мне стать?», «А что я смогу делать?» задает себе каждый из них. И здесь главное — сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, а также физическим возможностям, и требованиям, которые предъявляет выбранная профессия.
Перед коллективом педагогов и специалистов нашей школы стоит цель – воспитание, образование, развитие и социализация детей, таким образом, чтобы воспитанник, выйдя из стен школы, смог бы получить профессию, адекватную его способностям, достойно и ответственно трудиться, приносил бы пользу и был востребован обществом.
С момента поступления ребенка в школу осуществляется комплексная и многоплановая работа по подготовке детей к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, где основной акцент делается на поиск и раскрытие их профессионального ресурса с учетом сохранных функции организма, проработку реальных критериев подходящей по состоянию здоровья профессии.
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.
Некоторые выпускники специальных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах колледжа. Однако, все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
В решении этой проблемы существенную роль может сыграть школьная система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию воспитанников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения воспитанников.
Согласно плану учебно-воспитательной работы на 2023-2024 учебный год в КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области одним из направлений воспитательной работы является профориентация. Она включена в трудовое воспитание, и формирование навыков ЗОЖ, целью которого является, формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно-развивающего пространства.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Целями профориентационной работы являются:
— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Среди основных задач профориентационной работывыделяют:
-получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
— обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
— дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся с ограниченными возможностями в обучении;
— выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация – это система, включающая в себя множество аспектов, таких как просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация специальных занятий. Выделяют социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический аспекты.
В начале нового учебного года в школе составляется план профориентационной работы по направлениям: организационная работа, работа с родителями, работа с учащимися.
Создана и работает творческая группа из числа педагогов — « Центр профориентации», целью которой является оказание профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности согласно их медицинского диагноза; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора; сознательного отношения к труду; профессиональному самоопределению сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
В работе по профориентации с учащимися педагогический коллектив нашей школы работает по направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация.
При организации профориентационной работы соблюдаются следующие принципы: систематичность и преемственность, дифференцированные и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от уровня сформированности интересов, от различий ценностных ориентаций, от психофизиологических особенностей.
Оптимально сочетаются групповые и индивидуальные формы работы с учащимися и их родителями, взаимосвязи семьи и школы.
Профориентационная работа основана на взаимодействии администрации, классного руководителя, психолога, педагогов трудового обучения, учащихся и их родителей.
В школе ведется целенаправленная и систематическая работа по профориентации с учащимися и родителями для самоопределения в выборе профессии с учетом рынка труда. Трудоустроены 100% учащихся, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.
— Большую роль для социализации лиц с инвалидностью имеют навыки, полученные на уроках трудового обучения.
— Педагоги ТГ «Центр профориентации» проводят анкетирование, тематические беседы о профессиях, план профориентационной работы реализуется на достаточном уровне.
— В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.