Важнейшим направлением психолого – педагогического сопровождения развития умственно – отсталых учащихся – инвалидов является практическая направленность преподавания математики.
Практические задания заставляют ученика действовать: считать предметы, рисовать, чертить, вырезывать, играть, измерять отрезки, находить вес, площадь, объем, добывать необходимые для решения задач сведения, составлять планы, диаграммы, производить денежные расчеты и т.п.
С помощью таких заданий учащиеся – инвалиды вырабатывают инициативу, самостоятельность, конструктивные способности, находчивость, то есть те все качества, которые им нужны будут в дальнейшей их практической деятельности и постепенно вводятся в круг таких вопросов, которые связанные с жизнью общества, служат выработке важных практических навыков, необходимых в социально – педагогической адаптации.
Данные рекомендации составлены для учителей, работающих с детьми-инвалидами с умеренной степенью умственной отсталости .
Методические рекомендации по решению задач даны для работы с детьми- инвалидами с лёгкой степенью умственной отсталости .
Цель методических рекомендаций
Оказание
методической помощи учителям математики по формированию у аномально
развивающихся детей – инвалидов социально – педагогической адаптации через
практическую направленность преподавание математики при изучении
пространственных представлений, количественных понятий, счета, решения задач.
Методические рекомендации при проведении уроков математики с детьми – инвалидами
— частая смена видов деятельности на уроке;
— вариативность заданий, упражнений, дидактических игр;
-формирование умения переносить полученные знания, сведения, способы действия из одной ситуации в другую;
— игровая форма обучения;
— использовать группы наглядных, словесных и практических методов (образец, показ, жест).
Методические рекомендации формирования пространственных понятий
— применять ориентацию учащегося в частях собственного тела: правая, левая рука (нога, глаз, щека, ухо);
— ориентировать в ближайшем окружении;
— применять взаимное положение двух-трех предметов относительно друг друга с помощью предметно – практической деятельности, дидактических игр;
— ориентировать на плоскости с помощью подвижных иллюстраций, рассматривать предметные, сюжетные картинки;
— создавать аппликации;
— применять рабочую тетрадь.
Методические рекомендации счета
— вводить знакомство с числом, с его образования путем присоединения одного предмета к множеству;
— сопровождать каждое действие громким названием числительных;
— использовать процесс обучения счету на однородных предметах, затем предметах различных по цвету, форме, назначению. При определении итога счета учить детей называть числительные и показывать соответствующее количество пальцев;
— использовать закрепление навыков прямого счета с осмыслением того, что каждое следующее число больше предыдущего, учат обратному счету;
— формировать представлением об упорядочении чисел: каждое число больше, чем предыдущее.
Использовать (счетный материал, карточки, счеты).
Использовать задания по преобразованию множеств по рабочей тетради. Например: сколько было гусей? Один гусь ушел.
Сколько их теперь? Гусей стало больше или меньше?
Применять сюжетно – ролевые игры «Дом», «Магазин», «Аптека».
Применять дидактические игры. Например «Разменяй монету» и др.
Методические рекомендации количественных понятий
— использовать в счете однородных предметов картинки (листья, зайцы), стулья, столы;
— применять квадраты, вырезанные из картона, прямоугольники, треугольники, круги;
— применять действия с закрытыми глазами;
— использовать осязание;
— применять понятие числа с помощью различных анализаторов (зрения, слуха, осязания, движения).