Пояснительная записка


Важнейшим направлением психолого – педагогического сопровождения развития умственно – отсталых учащихся – инвалидов является практическая направленность преподавания математики.

Практические задания заставляют ученика действовать: считать предметы, рисовать, чертить, вырезывать, играть, измерять отрезки, находить вес, площадь, объем, добывать необходимые для решения задач сведения, составлять планы, диаграммы, производить денежные расчеты и т.п.

С помощью таких заданий учащиеся – инвалиды вырабатывают инициативу, самостоятельность, конструктивные способности, находчивость, то есть те все качества, которые им нужны будут в дальнейшей их практической деятельности и постепенно вводятся в круг таких вопросов, которые связанные с жизнью общества, служат выработке важных практических навыков, необходимых в социально – педагогической адаптации.

Данные рекомендации составлены для учителей, работающих с детьми-инвалидами с умеренной степенью умственной отсталости .

Методические рекомендации по решению задач даны  для работы с детьми- инвалидами  с лёгкой  степенью умственной отсталости .

Цель методических рекомендаций

Оказание методической помощи учителям математики по формированию у аномально развивающихся детей – инвалидов социально – педагогической адаптации через практическую направленность преподавание математики при изучении пространственных представлений, количественных понятий, счета, решения задач.

Методические рекомендации при проведении уроков математики с детьми – инвалидами

— частая смена видов деятельности на уроке;

— вариативность заданий, упражнений, дидактических игр;

-формирование умения переносить полученные знания, сведения, способы действия из одной ситуации в другую;

— игровая форма обучения;

— использовать группы наглядных, словесных и практических методов (образец, показ, жест).

Методические рекомендации формирования пространственных понятий

— применять ориентацию учащегося в частях собственного тела: правая, левая рука (нога, глаз, щека, ухо);

— ориентировать в ближайшем окружении;

— применять взаимное положение двух-трех предметов относительно друг друга с помощью предметно – практической деятельности, дидактических игр;

— ориентировать на плоскости с помощью подвижных иллюстраций, рассматривать предметные, сюжетные картинки;

— создавать аппликации;

— применять рабочую тетрадь.

Методические рекомендации счета

— вводить знакомство с числом, с его образования путем присоединения одного предмета к множеству;

— сопровождать каждое действие громким названием числительных;

— использовать процесс обучения счету на однородных предметах, затем предметах различных по цвету, форме, назначению. При определении итога счета учить детей называть числительные и показывать соответствующее количество пальцев;

— использовать закрепление навыков прямого счета с осмыслением того, что каждое следующее число больше предыдущего, учат обратному счету;

— формировать представлением об упорядочении чисел: каждое число больше, чем предыдущее.

Использовать (счетный материал, карточки, счеты).

Использовать задания по преобразованию множеств по рабочей тетради. Например: сколько было гусей? Один гусь ушел.

Сколько их теперь? Гусей стало больше или меньше?

Применять сюжетно – ролевые игры «Дом», «Магазин», «Аптека».

Применять дидактические игры. Например  «Разменяй монету» и др.

Методические рекомендации количественных понятий

— использовать в счете однородных предметов картинки (листья, зайцы), стулья, столы;

— применять квадраты, вырезанные из картона, прямоугольники, треугольники, круги;

— применять действия с закрытыми глазами;

— использовать осязание;

— применять понятие числа с помощью различных анализаторов (зрения, слуха, осязания, движения).