ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ HANDMADE ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

Нурумбаева Д.А.

Педагог-психолог

«Игра — это дитя труда, — писал В. Вундт — Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, — продолжает Вундт, — устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» [1].

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

В психологической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;

— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. [2]

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога с детьми с особыми образовательными потребностями. В своей работе использую развивающие игрушки ручной работы. Плюсами таких игрушек являются их экологичность, функциональность, эксклюзивность и т. д. Такие пособия можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе, начиная с раннего возраста, постепенно усложняя сюжет съёмными элементами и добавлением различных застёжек. Для совместной деятельности с детьми можно использовать: развивающие книжки, коврики, планшеты, кубики, пальчиковый театр из фетра, ткани, лент, различной фурнитуры.

Используя такие игрушки в работе, мы развиваем:

-память,

-внимание,

-воображение,

-умение комбинировать и систематизировать,

-развиваем логическое мышление,

-развиваем мелкую моторику,что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие тактильных ощущений, речи и общее развитие ребёнка, а занятия в игровой форме не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей.

Тактильные ощущения играют важную, если не главную роль. Красочные, яркие книги из фетра для детей сшитые своими руками, предназначены для того, чтобы вызвать интерес ребенка, пробудить в нем любопытство и желание потрогать необычную игрушку, помять ее, подергать, даже попробовать на вкус.

Такие игровые пособия всесторонне развивают детей. Благодаря им у ребенка развивается мелкая моторика, происходит знакомство с цветом, формами. Вводится понятие геометрических фигур, счета, развивается логическое мышление. Приобретают практические навыки: расстегнуть молнию, расшнуровать кеды и любые другие навыки. И самое главное – ребенок не только учится говорить, но и расширяет свой словарный запас.

Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, можно увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Библиографический список литературы.

  1. Эльконин Д. «Психология игры»
  2. Татьяна Стельмухова