Правовой всеобуч

Что мы понимаем под правовой культурой? Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры — это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Позитивное развитие правосознания на наш взгляд положительно влияет на оформление правовой культуры.

Разъяснение особенностей применение права и правовых норм среди учащихся, и педагогов, в том числе среди родителей является необходимостью в условиях реформирования всех сторон общественной жизни. Среди учащихся, требуется вести постоянную работу по профилактике правонарушений. Недостаточные знания прав и обязанностей имеет множество последствий, как для самого человека, так и для общества. Не обладающий правовой культурой человек легко становиться объектом манипулирования, обмана, также такой человек более склонен (осознанно или неосознанно) к совершению противоправных действий, накалять криминальную обстановку в обществе.

Когда речь идет о правовой культуре молодежи, то, как известно, ответственность за ее формирование лежит не только на самом человеке и его семье, но и на государстве.        

Глава государства Касым-Жомарт Токаев также отметил, что последовательно укрепляя основы открытого, демократического общества, мы не должны забывать, что демократия и правопорядок – вещи неразделимые, одно не может существовать без другого. Поэтому нужна эффективная система защиты прав и свобод граждан». 

Календарно-тематическое планирование занятий по правовому всеобучудля учащихся 1-4 классов

2020-2021 учебный год

Тематика занятий
1 четверть
1. Устав школы – обязанность каждого. Правила внутреннего распорядка в школе.
2. «Права детей – забота Государства» (Конституционные права и обязанности граждан РК).
3. Конвенция ООН «О правах ребенка». Конституционный закон РК от 4 июня 2007 г. №258 «О государственных символах Республики Казахстан»
4. Путешествие по сказкам «Права и обязанности сказочных героев», «Мои права и обязанности»
5. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. «Последствия ложного вызова» (правовая ответственность).
6. Беседа за круглым столом «Виды правонарушений. Ответственность за совершение правонарушения»
7. «Обязанность и право ребенка – беречь свое здоровье». Формирование ЗОЖ
8.Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
2 четверть
1.«Положение детей в мире». ( Конвенция о правах ребенка).
2. Тренинг «Мы все разные, мы – одинаковые». (о толерантности)
3. Всемирный день борьбы с коррупцией. «Как благодарить за помощь», «Что такое подарок» ?
4. Уважение национальных, расовых и культурных различий. Запрещение дискриминации.
5. Беседа «Мы – граждане правового государства: что это значит?»
6. Разбор ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо»
7. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
3 четверть
1. Виды наказаний в отношении несовершеннолетних.
2. Круглый стол «Правонарушения на дорогах: уголовная или административная ответственность?»
3. Деловая игра «Мы в ответе за тех, кого приручили».
4. Беседа «Что такое вандализм?»
5. «Воспитанный человек, – какой он? Правила хорошего тона».
6. «Защита детей от насилия». Закон РК «О профилактике бытового насилия».
7. Чего нужно опасаться в общении с незнакомыми людьми?
8. «Незнание правил дорожного движения ведет к правонарушениям и преступлениям. Кто несет ответственность?»
9. Интеллектуальная игра « Мои права и обязанности».
10. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
4 четверть

1. Права и обязанности членов семьи, закрепленные в Законе РК «О браке «супружестве» и семье».
2. «Право ребенка жить в семье». Конкурс рисунков «Моя семья».
3.Комментарий специалиста «Незнание закона – не освобождает от ответственности»
4. «Кража сотового телефона. Последствия и наказание».
5.Практическое занятие «Азбука общения. Умей общаться со всеми и всегда».
6. Торговля людьми. Что нужно знать, чтобы не попасть в беду.
7. Организации, осуществляющие функции по защите  прав ребенка.
8. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.

Календарно-тематическое планирование занятий по правовому всеобучу для учащихся 5-9 классов

2020-2021 учебный год

Тематика занятий
1 четверть
1.Конвенция о правах ребенка
2.Наши права. Дети под защитой государства. «О правах ребенка в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345
3.Право ребенка на охрану здоровья. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Закон РК «О запрете курения в общественных местах»
4.Если тебя задержала полиция
5.Административный кодекс РК. Административная ответственность несовершеннолетних
6.Административная ответственность несовершеннолетних ст.65 . Мелкое хулиганство ст.438
7. Ответственность за курение в общественном месте и распитие алкогольных напитков
8.Нахождение несовершеннолетнего после 23.00 часов вне жилища без сопровождения законных представителей (статья 442 КоАП РК)
9.Итоговое занятие. Последствия противоправных действий. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
2 четверть
1.Ответственность несовершеннолетних за употребление нецензурной брани
2.Уголовный кодекс РК. Уголовная ответственность несовершеннолетних
3.Уголовный кодекс РК. Уголовная ответственность несовершеннолетних
4.Всемирный день борьбы с коррупцией. «Как благодарить за помощь?»
5.Уголовное наказание несовершеннолетних
6.Уголовное наказание несовершеннолетних
7.Ответственность за групповые правонарушения. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
3 четверть
1.Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
2.Мы в ответе за свои поступки. Виды преступлений
3.Кражи несовершеннолетними. Ответственность. Статья 188УК РК
4.Что такое вымогательство? Как не стать жертвой вымогателей. Статья 194 УК РК
5.Грабеж. Ответственность за грабеж. Статья 191УК РК. Как не стать жертвой грабителя
6.Школьная драка: правовые последствия. Ответственность за хулиганство Статья 293 УК РК. Вандализм. Статья 294 УК РК
7.УК РК. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имуществ. Статья 202 УК РК.
8.Терроризм и религиозный экстремизм. Статья 255 УК РК. Ответственность за ложный звонок ст. 438 КРК об АП
9.Проступок. Правонарушение. Преступление
10.Ответственность за коррупционные правонарушения. Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.
4 четверть
1.Преступления в интернете
2.Конституционный закон РК от 4 июня 2007 г. №258 «О государственных символах Республики Казахстан», Постановление Правительства Республики Казахстан №873 от 29.10.2007г. «Об утверждении Правил размещения Государственного флага, Государственного Герба республики Казахстан и их изображений, а также текста Государственного Гимна Республики Казахстан»
3.Ответственность за религиозный экстремизм, терроризм Как не стать жертвой деструктивных сект
4.Закон на нашей Земле. Деловая игра
5.Подросток и право на труд
6.Обеспечение личной безопасности в доме и на улице
7.Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением
8.Итоговое занятие «Преступление и подросток». Тестирование по выявлению уровня правовых знаний.