«Формирование коммуникативной компетенции и социальная адаптация детей с ООП средствами современных образовательных технологий»

КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Подготовила: учитель- дефектолог Макеева И.Р.

Март 2021

Формирование коммуникативной компетенции и социальная адаптация детей с ООП средствами современных образовательных технологий.

Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ООП, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:

  • технология компенсирующего обучения;
  • коррекционно-и развивающие технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • элементы проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • информационно- коммуникативные технологии

Технология компенсирующего обучения: проявление к детям любви, заботы, гуманного отношения, душевного тепла и ласки; понимание детских трудностей и проблем; принятие учащихся такими, какими они есть, со всеми их достоинствами и недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).  Это имеет важное значение при работе с детьми с ООП: часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Коррекционно-развивающие технологии, которые способствуют преодолению, коррекции и компенсации нарушений психических процессов, личностных качеств и эмоционально-волевой сферы учащихся с ООП; повышают у них познавательную активность, развивают творческие способности, социально-бытовые и коммуникативные навыки; усиливают уровень мотивации к учению. Коррекционно-развивающие технологии применяю через использование на уроках игр, тренировочных упражнений по формированию и отработке трудовых действий, моделирование реальных жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций, решение логических задач. Вся коррекционная работа направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с ООП (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшего их развития, социализации и успешной адаптации в современном обществе.

Тема урока «Уход за одеждой»

Тема «Утюг. Утюжка белья»

Тема «Бюджет семьи» Собираем кластер.

Мой опыт показывает, что при использовании загадок на уроках СБО, хозяйственного труда, культуры поведения, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы во много зависит от внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий: построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и психологический климат на каждом уроке; проведение физкультминуток и динамических пауз; соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, направленных на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся; предупреждение утомления, четкая организация учебного труда; оптимальный темп урока и смена видов деятельности; нормативное применение ТСО, профилактика стрессов. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках позволяют не только сохранять и укреплять здоровье учащихся с ООП, но и повышать эффективность учебного процесса.

Проблемные методы (элементы проблемного обучения) основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной активности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, способствующих развитию логических действий. Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления. Элементы проблемного обучения через создание проблемных ситуаций помогают мне активизировать мыслительную деятельность учащихся, повышать активность, инициативу, интерес, самостоятельность при усвоении или закреплении знаний. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии СБО, культуры поведения, хозяйственного труда и реализуется в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, при моделировании реальных ситуаций. Проблемные ситуации должны быть не только интересными и посильными, дети должны чувствовать, что решение проблемы им доступно.

 Игровые технологии. Практика показывает, что уроки СБО, культуры поведения с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр, моделированием реальных ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют проявлению активного познавательного интереса школьников. Применение сюжетно-ролевых игр способствует накоплению опыта взаимоотношений, приобретению навыков правильного поведения, которые потом используются вне игровой обстановки. Игра способна активизировать даже самых пассивных учеников. При этом, коллективное переживание эмоций, вызванных ходом игры, сближает школьников. Игры позволяют эффективно реализовывать все функции обучения: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества; осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Игры на уроках являются  средством всестороннего развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ООП; вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению детей; стимулируют познавательную деятельность учащихся;  активизируют их мыслительную деятельность.

Дидактические игры
В дидактических играх на уроках могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде.
Игровые действия могут быть следующие:
манипуляции с предметами, игрушками, моделями, картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;
раскладывание по группам;
соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями;
узнавание на ощупь;
поиск и показ (например: предметов, изображений, слов);
хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее;
называние предметов, действий, признаков.

«Собери рыбку из спичек» .Тема «Приготовление рыбных блюд»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность улучшать качество обучения, повышать мотивацию к получению, усвоению и закреплению новых знаний учащимися с ООП. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а, значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. ИКТ помогают мне проводить уроки продуктивно, увлекательно, эмоционально и эффективно, а усвоение ЗУН учащимися интересным.  Применение инновационных педагогических технологий значительно повышает эффективности и качество урока.

Просмотр обучающего фильма «Бюджет семьи»

Метод тестирования. При выполнении тестовых заданий учащиеся с ООП проявляют самостоятельность и индивидуальность, обучаются процессуальному контролю. Тесты в коррекционной работе с детьми с ООП выполняют 3 основные взаимосвязанные функции: диагностическую (для выявления уровня сформированности ЗУН), обучающую (мотивируют учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала) и воспитательную (дисциплинируют, организуют и направляют деятельность учащихся, помогают выявлять и устранять пробелы в знаниях, формируют стремление развивать свои способности). Главное достоинство тестовой проверки – скорость и объективность.  При разработке разноуровневых тестов по всем темам учебной программы учитываю психофизические возможности и индивидуальные особенности учащихся, в тестах использую разнообразные типы заданий. В результате применения тестов на уроках создаются условия для формирования у учащихся с ООП умений ориентироваться в задании, планировать свою предстоящую работу; тестовые задания пробуждают у учащихся потребность в самостоятельности и самоообразовании. Работа с тестами позволяет детям усваивать и закреплять знания, полученные на уроке, проводить самооценку знаний по каждой теме, а учителю – успешно проводить коррекционно-развивающую работу на уроках, контролировать уровень усвоения знаний учащимися.

На уроках СБО, культура поведения, хозяйственный труд использую разнообразные формы организации учебных занятий (коллективные, групповые, индивидуальные, парные); постоянно провожу мониторинг качества сформированных знаний, умений, навыков каждого учащегося с целью оказания своевременной помощи.  Совместно с учащимися проводим рефлексию, учим оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

 Современные образовательные технологии позволяют  повышать у учащихся с ООП познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, уровень информированности, самостоятельности и подготовки учащихся к самостоятельной жизни; индивидуализировать и дифференцировать обучение; формировать у учащихся ответственное отношение к учёбе, самооценку и рефлексию в учебной деятельности; использовать разные формы подачи и усвоения программного материала; заключают в себе большой образовательный, коррекционно-развивающий и воспитательный потенциал; способствуют  повышению качества знаний, общекультурному и личностному развитию  учащихся с ООП.