25 августа 2023 года в КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области было проведено открытое заседание творческой группы «Способы альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой дефекта», которая работает в школе на протяжении пяти лет.
Целью работы творческой группы является подбор и разработка адаптированных способов альтернативной коммуникации для учащихся со сложной структурой дефекта, с коммуникативными расстройствами, в том числе понимание другой системы коммуникации и обучения её использования без опоры на устную речь.
На открытом заседании выступили педагоги-дефектологи, которые представили методики работы с детьми по развитию альтернативной коммуникации:
Пшеницына Валентина Андреевна – руководитель группы представила участникам открытого заседания основные направления работы творческой группы, методические и практические наработки.
Учитель-дефектолог Урускаева Эльвира Мухаметхановна представила опыт работы и видео материал по теме «Развитие коммуникативных навыков учащихся со сложной структурой дефекта при помощи системы «МАКАТОН».
Учитель-дефектолог Данилова Любовь Борисовна представила опыт работы и видео материал об эффективности использования коммуникативного альбома на предметных уроках.
Учитель-дефектолог Сенковец Екатерина Александровна представила опыт работы и видео материал, об эффективности использования коммуникативного альбома педагогами и родителями детей-инвалидов, обучающихся на дому.
За период работы творческой группы её участниками выработаны рекомендации для педагогов — дефектологов по формированию и развитию альтернативной коммуникации с учащимися, созданы и внедрены в работу коммуникативные альбомы в электронном виде и на бумажном носителе, разработана индивидуальная коммуникативная программа для неговорящего учащегося. В коммуникативных альбомах представлены классифицированные иллюстрации лексических тем и понятий, которые послужат обогащению словарного запаса учащихся и развитию их коммуникативных навыков.
Таким образом, педагоги школы получили возможность использовать методический и практический материал для создания оптимальных условий систематической работы по развитию навыков коммуникации детей с педагогами, сверстниками и ближайшим окружением.