Воспитание трудолюбия – длительный процесс и начинается он задолго до поступления ребенка в школу. Но именно родители первоклассников «вдруг» обнаруживают, что их ребенок не умеет делать много из того, что требует от него школа: планировать работу, доводить ее до конца, видеть необходимые дела, самостоятельно браться за их выполнение и многое другое.
Своеобразие труда маленьких детей в том, что он тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых ( дети играют в больницу, в магазин и т.д.), игровые действия включаются в процесс труда. Но уже в старшем дошкольном возрасте трудовая деятельность обособляется от игры. Играют дети по принципу «хочу», а трудятся – по принципу «надо». Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно переходить от игры к труду (от «хочу» к «надо»).
О чем следует задуматься родителям первоклассников в первую очередь? Это – чему научить и как научить ребенка. Некоторые родители мало помогают детям в преодолении трудностей учения и всю ответственность в этом возлагают на школу. Тем не менее, во многих случаях успеваемость детей прямо зависит от условий жизни детей в семье и от влияния на них родителей. Природа детей такова, что они особенно старательно делают то, что им интересно. Поэтому важно так организовать труд детей дома, чтобы он стал источником радости.
Однако любовь к умственному труду развивается не только из интереса, но и из чувства ответственности за честное и старательное отношение к своим обязанностям. Следует отметить, что наставления и упреки здесь не помогут. Важнее – создать благоприятные условия для учебных занятий дома, оказать внимание и заинтересованность родителей, иметь в семье положительный пример, организовать систематический контроль за домашней работой. Вся обстановка в семье должна располагать ребенка к работе и помогать ему в учении.
Хорошим помощником в учении является четкий режим дня. Он создает порядок в действиях, заставляет строго следовать разумному образу жизни. Соблюдая режим, ребенок с помощью волевых усилий преодолевает самого себя, свое внутреннее сопротивление. А это делает его сильнее, увереннее. Постоянное соблюдение режима обычно не вызывает у детей недовольства, если они убеждаются, как много можно сделать, если постоянно выполнять режим. Но если ребенок не приучен работать регулярно и в определенное время, ему трудно взяться за дело, он отвлекается на другие, более легкие и интересные дела. Поэтому нужно, прежде всего, наладить режим дня ребенка и на первых порах помочь ему строго соблюдать режим. Это поможет ему справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению здоровья, защищает нервную систему от перегрузок и переутомления.
Родители не должны спешить помочь детям при малейшем затруднении, помня, что только самостоятельное преодоление трудностей воспитывает необходимые волевые качества.
Не все дети одинаково развиваются. Отдельные ученики ужен в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Некоторых родителей это раздражает, они кричат на детей, наказывают их, а в результате дело идет еще хуже. Ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу. Терпение родителей, доброжелательный тон, внимание и сопереживание – важные условия успешной учебы ученика младшего школьного возраста.
Большое значение имеет единство требований в школе и в семье к учебному труду ребенка. Поэтому родители должны поддерживать тесный контакт с учителем.
Наиболее значимы для воспитания трудолюбия такие виды труда, которые обогащают ум ребенка, требуют специальных знаний, позволяют действовать самостоятельно, творчески.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев», — говорил В.А.Сухомлинский. Физический труд детей должен быть облагорожен трудом умственным, захватывать чувства детей.
В каждой семье есть возможности для организации труда детей. Комнатные растения, животные, садовые участки, ближайшее природное окружение – все это должно стать делом постоянной заботы наших детей. Это прекрасный труд, оставляющий в сердце ребенка глубокий нравственный след. Кроме этого, важно воспитывать у детей интерес к бытовому домашнему труду. Это трудно, т.к. бытовой труд менее привлекателен для ребенка, и часто именно поэтому дети неохотно участвуют в нем. Настоящее творчество родителей в том, чтобы сделать такой труд желанным и интересным. Увлеките детей результатом – вместе убирали, теперь у нас порядок, поставим в вазу свежие цветы и пойдем гулять. Давайте ребенку разнообразные трудовые поручения, требующие определенных знаний, постоянно усложняйте задания. А главное такой труд должен быть ежедневным. Наряду с разовыми поручениями у детей должны быть постоянные обязанности в семье, которые они должны выполнять постоянно, каждый день и без напоминаний. Уход за растениями, мытье посуды, стирка мелких вещей, уход за обувью и т.д. Большое значение имеет контроль и оценка труда ребенка. Вовремя похвалить, поправить, самому включиться в труд, показать наглядно. Если в семье заведено, чтобы дети принимали активное участие в работе по домашнему хозяйству, то можно быть уверенным, что они будут в доме и в школе соблюдать чистоту и порядок и с уважением относиться к труду матери, отца, старших членов семьи.
Нельзя допускать, чтобы в семье один бездельничал, а другой приносил себя в жертву. Очень важно придерживаться принципа: не надо делать за детей того, что они в состоянии сделать сами. Планируя работу детей по дому, родителям нужно иметь в виду, что всему должно быть свое время. Иногда приходится просить ребенка помочь в чем-нибудь независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, что ребенок сейчас занимается чем-то для него важным. Нередко бывает так: читает ребенок интересную книгу, а ее срочно посылают в магазин. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники еще не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбу родителей. В результате наступает общее неудовлетворение, иногда и скандал. Нужно дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Мама говорит: «Как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. К ужину нет хлеба».
Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это становится привычным в семье) вредно еще и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить начатого до конца.
Приучая детей к труду в семье, очень важно развивать у них самостоятельность, инициативу, умение видеть, что нужно сделать и как сделать лучше, быстрее, расторопнее.
Попробуйте проконтролировать сначала себя, а затем своего ребенка – что вы успели сделать за день? Где потеряли напрасно время по своей вине? И вы увидите, как много резервов мы не используем. Попробуйте в начале учебного года записать, что умеет делать ваш ребенок. Как пополнится этот список за год? Что появилось нового? Научите детей дорожить временем, и день их будет гораздо богаче и длиннее. Научите ребенка радоваться тому, что он многое умеет и многое успевает сделать за каждый день для себя и для других – и он будет счастлив, и не только в детстве, но и в своей будущей взрослой жизни.