Семейное духовно-нравственное воспитание

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители — пример ему.

А дом его — большая крепость»

Себастьян Брант

Цели:

  1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Задачи:

  1. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  2. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Ход беседы:

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух которым живут родители и педагоги — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, — оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей: нравственной — состоящей в различении добра и зла; эстетической, состоящей в различении прекрасного и безобразного и религиозной, состоящей в различении истинного и ложного — является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком  и традиционной культурой.

О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил НИИ семьи и воспитания несколько лет назад. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей.

80,2% респондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей;

55,4% опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей;

53% — недостаточное знание членами семьи друг друга;

53,3% — отсутствие возможности контролировать поведение детей;

45,7 % — отсутствие взаимопонимания с детьми.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье. Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».

Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.

Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

  1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
  2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
  3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
  4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
  5. распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребёнок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовёт и раскрывается»:

— природа во всей её красоте, величии и таинственной целесообразности,

— истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

— неподдельное сочувствие всему страдающему,

— действенная любовь к ближним,

— блаженная сила совестного акта,

— мужество национального героя,

— творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,

– непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает».

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идёт не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

  1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
  2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Притча «Проросшее семечко»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

— Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю?- спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод,- ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы  их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.