I. ВВЕДЕНИЕ
Настоящие оперативные методические рекомендации подготовлены Канцелярией Премьер-Министра для работы информационно-пропагандистских групп, а также для организации разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Представленные материалы также могут быть полезны для политологов, социологов, экономистов, ученых, преподавателей и слушателей правовых, управленческих и социологических дисциплин, депутатов и работников государственного аппарата.
Новое послание посвящено актуальным вопросам социально-экономического развития страны и задачам по дальнейшему повышению благосостояния казахстанцев.
Главная цель — улучшение качества жизни населения.
В нем ставятся среднесрочные и краткосрочные задачи по своевременной выработке адекватной внешним вызовам государственной политики. Реализация Послания создаст прочную основу для роста доходов и социального самочувствия населения.
В содержательном и политическом плане текст Послания 2019 полностью отражает политический курс Стратегии 2050, Пяти институциональных реформ, Третьей модернизации Казахстана.
II. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДОХОДОВ
2.1. Повышение минимальной заработной платы (МЗП)
В целях реализации поручения Главы государства по повышению размера минимальной заработной платы Правительством будут внесены все необходимые изменения в действующее законодательство.
На сегодняшний день в Казахстане минимальная заработная (МЗП) привязана к величине прожиточного минимума (ПМ) и является минимальным социальным стандартом оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу размер месячной заработной платы работника не может быть ниже МЗП.
Во всем мире МЗП играет важную роль как экономический индикатор рынка труда. В Казахстане привязка к ПМ не позволяет МЗП выполнять роль экономического регулятора, связанного с ростом экономики и производительности труда. Размер МЗП ежегодно утверждается Законом о республиканском бюджете и на 2018 год составляет 28 284 тенге. В целях стимулирования роста доходов населения подготовлен пакет мер, направленных на увеличение МЗП. |
- Для повышения минимальной заработной платы
с 1 января 2019 года в 1,5 раза до 42 500 тенге будут внесены соответствующие изменения в проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2019 – 2021 годы», находящийся в Мажилисе Парламента РК.
Будет изменена методика определения размера минимальной заработной платы.
В соответствии с поручением Главы государства с 1 января 2019 года будет обеспечено повышение оплаты труда для 275 тысяч гражданских служащих, работающих в бюджетных организациях. Рост заработной платы для них составит в среднем 35%.
Для финансирования повышения заработной платы гражданским служащим бюджетной сферы (бюджетникам) будет предусмотрено в республиканском бюджете на 2019-2021 годы 86 млрд тенге ежегодно за счет резерва Правительства.
Справочно: рабочие 1-4 разряда, основной, административный и технический персонал со средним специальным образованием в сферах образования, здравоохранения и социальной сфере. В разрезе профессий – техничка, дворник, сторож, санитарка, делопроизводитель, архивариус, секретарь, оператор, помощник воспитателя, техник, переводчик, воспитатель, методист, лаборант, медицинская сестра, фельдшер, акушер, лаборант. |
- Кроме того, с увеличением МЗП снизится налоговая нагрузка для занятого населения соразмерно увеличению налоговых вычетов из доходов всех наемных работников. Снижение налоговой нагрузки затронет более 6 млн наемных работников.
Для компенсации потерь местных бюджетов в связи с налоговыми вычетами будет предусмотрено в республиканском бюджете на предстоящие 3 года 10,5 млрд.тенге ежегодно.
Текущий экономический рост и оказываемаяГлавой государства поддержка бизнесу позволит предприятиям частного сектора поддержать инициативу по повышению заработных плат в экономике.
В целом повышение МЗП приведет к росту заработной платы для 1,3 млн. человек, работающих на низкооплачиваемых позициях во всех отраслях экономики.
В результате будет получен мощный импульс росту платежеспособности населения, повышению совокупного внутреннего спроса и снижению объема теневой экономики и ее дальнейшему росту.
III. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
По поручению Главы государства будет разработана новая Концепция развития рынка труда.Она будет адекватно отвечать глобальным вызовам на рынке труда, связанным с технологической модернизацией и цифровизацией, ростом требований к навыкам и компетенциям рабочей силы.
Будет сформирована система непрерывного обучения на протяжении всей жизни человека. Необходимые изменения коснутся повышения требований к качеству и содержанию технического-профессионального и высшего образования, создание широких возможностей для подготовки и переподготовки трудовых ресурсов в соответствии с требованиями новой экономики. Будут внедрены новые формы образования, такие как онлайн-обучение.
В связи с демографическим ростом, будет расти предложение рабочей силы. Ежегодно 300 тысяч молодых людей будут прибывать на рынок труда. Поэтому особое внимание будет уделено занятости молодежи.Главный упор будет сделан на создание качественных рабочих мест в частном секторе экономики, с учетом задач по повышению производительности труда.
Новая комплексная концепция позволит повысить качество трудовых ресурсов и рост производительной занятости в стране.
IV. НОВЫЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Продолжится работа по расширению государственной поддержки образования и здравоохранения с акцентом на повышение эффективности расходов в данных сферах.
Главой государства поставлена задача в течение 5 лет увеличить расходы из всех источников на образование и здравоохранение с 7,4% до 10% от ВВП.
Справочно: В 2018 году всего расходы на образование составили 4,1% к ВВП (2,4 трлн.тенге), в том числе за счет госбюджета – 3,5% и частный сектор – 0,6%.
По здравоохранению расходы в 2018 году составили 3,28% к ВВП (1,9 трлн.тенге), в том числе за счет госбюджета – 1,94% и частный сектор – 1,34%. Всего за текущий год на образование и здравоохранение расходы составили 7,38% к ВВП (ГБ-5,4%, частный сектор – 1,9%). |
В рамках трехлетнего бюджета предполагается рост расходов на образование с 456,3 млрд. тенге в текущем году до 752,1 млрд. тенге в 2021 году, или на 65%.
Расходы на здравоохранение за тот же период планируется увеличить на 24% с 1 076,2 млрд. тенге до 1 339,1 млрд. тенге.
Работа в данном направлении будет продолжена.
Справочно: В целом можно отметить, что на реализацию Посланий Главы Государства 2017 и 2018 годов и 5 социальных инициатив от 5 марта в 2019-2021 годах будет направлено 2,5 трлн. тенге. |
4.1. Повышение качества образования
- Главой государства поручено кардинально повысить качество школьного и дошкольного образования.Для этого Правительством совместно с местными исполнительными органами будет разработана соответствующая Дорожная карта, в которой будут предусмотрены меры по повышению квалификации дошкольных воспитателей и введения единых квалификационных требований.
В текущем году внедрен национальный квалификационный тест. По итогам аттестации в школах свыше 34 тысяч учителей получили квалификационные категории. Доплата указанному количеству педагогов производится с 1 сентября 2018 года, она составила 4 млрд. тенге. В целом, размер доплаты варьируется от
30% до 50% — в зависимости от категории.
По графику идет переход на международные стандарты. В 2019 году будет обеспечен перевод всей системы оценивания на стандарты PISA, SAT, AST.
- Главой государства поручено синхронизировать строительство школ с планами по развитию населенных пунктов.
Для решения поставленной задачи будет дополнительно увеличено финансирование для строительства школ с привлечением инвесторов частного сектора, для которых предполагается создание благоприятных условий.
Учитывая дефицит ученических мест в регионах, будет выделено, в ближайшие 3 года, 50 млрд тенге, в том числе для решения проблем трехсменных и аварийных школ.
СПРАВОЧНО О ПОДУШЕВОМ ФИНАНСИРОВАНИИ
в 2018 году: · подушевое финансирование внедрено в 80 государственных школах Астаны, 8 действующих частных школах Астаны, 38 государственных школах в 6 регионах (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская области и г. Алматы); · всего охвачены 202 144 детей; · на 1 учащегося в среднем приходится 224 тыс. тенге в год (188,9 тыс. тенге — на ФОТ, 16 тыс. тенге – содержание зданий, 14,4 тыс. тенге – кап. расходы, 5,2 тыс. тенге – учебные расходы и фонд стимулирования); · в республиканском бюджете на 2018 год предусмотрены 3,6 млрд. тенге для доведения расходов местных бюджетов до норматива подушевого финансирования; В 2019 году: · подушевое финансирование будет реализовано в 561 школе (Астана – 80, Алматы – 197, Шымкент – 127, 33 государственных школ 5 регионов, действующие частные школы страны – 121 и вновь построенные 3 частные школы Астаны); · всего планируется охватить 692 571 ребенка; · на эти цели в проекте республиканского бюджета на 2019 год предусмотрены 22,5 млрд. тенге; · для вновь построенных частных школ государство планирует размещать государственный образовательный заказ по принципу подушевого финансирования; |
· стоимость для данных школ на 1-го составит в среднем 466 тыс. тенге; в рамках данного норматива предусмотрены капитальные расходы (возмещение инвестиционных расходов) в сумме 231 тыс. тенге; при этом данная часть норматива будет выплачиваться школе в течение 8 лет;
· по истечении 8 лет норматив сокращается до 235 тыс. тенге (текущие расходы школы); · в проекте республиканского бюджета на 2019-2021 годы предусмотрено размещение госзаказа для 40 новых частных (контингент – 53 тыс. детей) школ в сумме 47 млрд. тенге (в 2019 году – 465 млн. тенге; в 2020 году – 21 млрд. тенге; в 2021 году – 26 млрд. тенге). |
- Важный приоритет в работе Правительства – обеспечение детской безопасности.В соответствии с поручением Главы государства будет предусмотрено доведение к 2021 годудо 100% оснащения школ и детских садов системами видеонаблюдения.
Сегодня камерами видеонаблюдения обеспечены 65% городских школ. Из всех учебных заведений начального и среднего образования в регионах такими системами оснащены 30-40%. Это – задача местных исполнительных органов. Данный вопрос будет на особом контроле Правительства.
4.Главой государства поручено разработать и принять в 2019 году Закон «О статусе педагога».
В Законе будут предусмотрены стимулы для повышения социального статуса педагогов, сокращения учебной нагрузки и защиты от ненужных проверок и другие меры.
Соответствующий законопроект будет разработан и внесен в Мажилис Парламента до конца текущего года.
5.Правительством будет продолжена работа по повышению требований к качеству преподавания в высших учебных заведениях. В 2018 году в рамках реализации 5 социальных инициатив Президента выделено беспрецедентное количество грантов (с 1 сентября 2018 года уже выделено 20 тысяч грантов).
Также с начала учебного года (1 сентября 2018 года) вступил в силу закон, значительно расширяющий автономию вузов для большей гибкости в подготовке кадров для рынка.
С 1 сентября 2018 года вступил в силу закон, позволяющий автономию вузов для большей гибкости в подготовке кадров для рынка. Начат процесс создания новых образовательных программ.
Ведется работа попрофилизации вузов и колледжей. Главной оценкой их работы будет трудоустройство выпускников. По специальностям, где отмечается низкая востребованность выпускников, будет отзываться лицензия. В 2018 году уже отозваны лицензии по 25 специальностям. Это работа будет продолжена.
Ведущими вузами страны создана Лига академической честности (29 вузов), которые взяли на себя повышенные обязательства по требовательности.
Будет обеспечено расширение партнерства с глобальными университетами, привлечение иностранных топ-менеджеров для руководства вузами.
4.2. Здравоохранение и здоровая нация
Самым важным звеном для оказания медицинских услуг является первичное звено на уровне поликлиник и амбулаторий.
Работа будет выстроена по 4 направлениям.
- Поэтапное повышение зарплаты участковым медработникам
Для повышения качества оказания медицинских услуг населению будут проведено поэтапное повышение зарплаты участковым медработникам на 20%.
Повышение заработной платы коснется 10 тысяч участковых врачей и 30 тысяч медсестер, по мере их обучения новым методам работы, с доведением до 100% к концу 2019 года. Для этого будет выделено 5 млрд. тенге.
Это позволит улучшить качество медицинской помощи, снизить количество осложнений и госпитализаций при основных заболеваниях, а также обеспечить качественный патронаж детей и беременных.
- Цифровизация сферы здравоохранения
В текущем году завершается пилотный проект по переходу на безбумажное здравоохранение. Он уже реализован в 92% (669 из 727) пилотных организаций, где 53% всех видов документации ведется в электронном виде.
В рамках реализации поручения Главы государства с 1 января 2019 года все поликлиники и больницы полностью перейдут на безбумажное ведение медицинской документации.
В 2018 году будет запущена в эксплуатацию центральная Платформа интероперабельности, которая позволит интегрировать все медицинские информационные системы с информационными системами Министерства здравоохранения.
На базе Платформы будут сформированы единые электронные паспорта здоровья (ЭПЗ) для всего населения страны. По мере обращения граждан за любыми видами медицинской помощи, количество и объем ЭПЗ будут расширяться. К 2020 году 100% населения будет охвачено ЭПЗ.
- Новая концепция Национального Научного Онкологического центра в г. Астана
По поручению Главы государства Правительством разработана новая концепция Центра, которая предполагает его строительство на базе существующих объектов медицинского кластера в Астане. Это позволит интегрировать его в перспективе с Медицинской школой и другими научными центрами Назарбаев Университета.
В Центре будут предусмотрены все современные технологии диагностики и лечения онкологических заболеваний, включая ядерную медицину, протонную терапию, радиохирургию, клеточную иммунотерапию и другое.
Строительство будет начато в 2019 году.
Справочно: ориентировочная стоимость составит 70 млрд. тенге, в том числе 26,6 млрд. тенге составят частные инвестиции на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). |
- Здоровая нация
Здоровая нация – это не только развитая медицина, но и ведение здорового образа жизни. В соответствии с поручением Главы государства для развития массового спорта реализуется программа строительства физкультурно-оздоровительных комплексов(ФОКов) путем софинансирования. В настоящее время по этой программе завершено строительство 20 ФОКов.
Главой государства поставлена задача до конца 2022 года обеспечить доведение их количества до 100.
До конца 2018 года будет разработана Дорожная карта потребности ФОКов в городах и крупных населенных пунктах страны
Кроме того, предусматривается утверждение норматива сети инфраструктурных объектов для занятий массовым спортом для граждан страны по месту жительства с учетом численности, плотности населения в городах и населенных пунктах, которые будут созданы акиматами за счет собственных средств.
V. ПОДДЕРЖКА ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА
Реализация поручений Главы государства по повышению уровня благосостояния граждан будет осуществляться не только прямым повышением заработной платы. Экономический рост за счет мультипликативного эффекта влияет на повышение номинальных доходов населения — Правительство обеспечит дополнительное стимулирование развития несырьевого экспорта в качестве основного компонента роста ВВП в долгосрочной перспективе. Правительство переходит к целевой поддержке эффективных экспортоориентированных производителей обрабатывающей промышленности.
Опережающие темпы развития в промышленности стали одним из основных факторов роста количественных и качественных показателей внешнего товарооборота РК.
· В период с 2010 по 2017 гг. доля экспорта обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта увеличилась с 27,8% до 32,1% (с 12 млрд. долл. США в 2009 году до 15,6 млрд. долл. США в 2017 году).
· Ежегодно экспортная корзина пополняется в среднем на 5-8 товарных групп. В частности, новые группы экспортных товаров в 2017 г. включали автомобили, солнечные панели, газовые котлы, картриджи, рельсы, посттерминалы, сухое кобылье молоко. · Согласно Индексу технологической сложности экономики Массачусетского института технологий, Казахстан за 2010-2016 годы улучшил свои позиции на 12 пунктов (с 80-го на 68-ое место).
|
В качестве дополнительных мер по продолжению положительной динамики Правительством усилена система комплексной финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров.
· Для усиления финансовой и нефинансовой поддержки отечественных предприятий в ближайшие 3 года будут направлены 500 млрд, тенге.
· Из них — 322 млрд. тенге за счет перераспределения объемов программы льготного кредитования обрабатывающей промышленности (220 млрд. из ранее выделенных средств Нацфонда в рамках Плана совместных действий Правительства и Нацбанка по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности). · 102 млрд. тенге — за счет экономии в правительственных займах международных финансовых организаций, ранее полученных на строительство дорог (102 млрд. тенге). · Оставшиеся 178 млрд. тенге будут пересмотрены в республиканском бюджете на 2019-2021 гг. |
Выделенные средства будут направлены на следующие инструменты:
1) Льготное кредитование и предэкспортное финансирование — 300 млрд. тенге.
В рамках данных инструментов планируется оказывать поддержку экспорториентированным проектам по линии:
- «Банка Развития Казахстана» — 200 млрд. тенге на финансирование экспортоориентированных проектов, предэкспортных и экспортных операции.
- Фонда «Даму» — 100 млрд. тенге на экспортоориентированные проекты МСБ.
Ожидаемый эффект — рост экспортной выручки в размере на 405 млрд.тенге, а также увеличение налоговых поступлений на более 25,1 млрд.тенге.
2)Докапитализация АО «KazakhExport» — 68 млрд. тенге.
Докапитализация позволит дополнительно предоставить страховую поддержку более 100 экспорториентированным компаниям обрабатывающего сектора и увеличить экспортную выручку на 190,4 млрд. тенге.
3) Внедрение нового механизма — предоставление государственной гарантии102 млрд. тенге.Это позволит увеличить страховую емкость с учетом капитализации до 215 млрд.тенге.
4) Возмещение транспортных расходов экспортеровчерез НПП «Атамекен» — 20 млрд. тенге. На сегодня доля транспортировки в себестоимости товара достигает 30%, что существенно сказывается на ценовой конкурентоспособности казахстанской продукции на экспортных рынках.
5) Нефинансовая поддержка — 10 млрд. тенге, предусматривающая маркетинговое продвижение продукции, комплексный анализ рынков сбыта и частичное возмещение затрат на сертификацию продукции экспортеров.
Ожидаемый эффект предлагаемых мер:
· до 2022 года объем несырьевого экспорта будет увеличен в 1,5 раза (2019 год – 17,3 млрд.долларов США; 2020 год – 19,2 млрд.долларов США; 2021- 21,3 млрд.долларов США; 2022 – 23,5 млрд.долларов США); · ежегодный вклад несырьевого экспорта в прирост ВВП составит 0,8 п.п. и к 2022 году увеличится до 5 п.п.; · обеспечение условий для увеличения числа предприятий, которые осуществляют экспорт (с 300 до 450 экспортеров).
|
VI. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Президент страны Н.А. Назарбаев всегда отмечает, что основным резервом по повышению доходов населения является развитие малого и среднего бизнеса.
- В соответствии с поручением Главы государства в рамках республиканского бюджета на 2019-2021 годы будут дополнительно предусмотрены 30 млрд. тенге ежегодно для дальнейшей реализации Государственной программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Дополнительные 30 млрд. тенге будут направлены на субсидирование ставок по кредитам и гарантирование. Механизм реализации проработан.На сегодня уже сформирован новый пул из 4 тыс. проектов. Субсидии будут предоставляться напрямую через оператора АО «ФРП «Даму».
В целом, с учетом ранее запланированных средств из госбюджета в сумме 39 млрд. тенге поддержка будет оказана суммарно на 69 млрд. тенге.
- Улучшение бизнес- и инвестиционного климата является приоритетной задачей Правительства.Во исполнение поручения Главы государства по декриминализации налоговых правонарушений предлагается не направлять в правоохранительные органы материалы налоговых проверок (до 50 тысяч МРП) при полном возмещении ущерба (уплате начисленных сумм налогов) с одновременным привлечением к административной ответственности с многократно увеличенным размером штрафных санкций в зависимости от субъекта предпринимательства.
Принятие необходимых законодательных поправок обеспечит действие данной нормы с 1 января 2019 года.
Эти меры позволят повысить защищенность предпринимателей от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования.
VII.РАЗВИТИЕ АПК И ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Для решения поставленной Главой государства задачи по увеличению производительности труда и экспорта переработанной продукции в 2,5 раза в рамках актуализированной Государственной программы развития агропромышленного комплекса будут приняты меры, необходимые для повышения конкурентоспособности отрасли и ее технологического переоснащения. На эти цели будут дополнительно выделены не менее 100 млрд. тенге ежегодно, что позволит в полной мере реализовать поставленные перед АПК задачи.
Правительством уже начата работа по реализации поручений Главы государства.
- В целях повышения доступности финансирования для субъектов АПК совершенствуются действующие и внедряются новые финансовые инструменты. В частности, будет внедрен новый инструмент – аграрная расписка, кардинально изменена система страхования в сельском хозяйстве: осуществлен переход от обязательного к добровольному страхованию, от субсидирования страховых выплат к субсидированию страховых премий. Это позволит внедрить эффективное агрострахование, которое позволит увеличить кредитоспособность отрасли. Будет пересмотрена система кредитных товариществ.
Также, в соответствии с поручениями Главы государства по повышению эффективности господдержки неэффективные субсидии будут полностью исключены. Оставшиеся будут максимально упрощены и до конца года полностью автоматизированы.
В растениеводстве такие субсидии будут полностью сокращены с 2019 года, в животноводстве и рыбоводстве с 2020 года. Таким образом, из 54 видов субсидий останется по итогам реформирования 34 субсидий. |
- Для решения поставленных Главой государства задач одним из главных условий является развитие аграрной науки и образования. Правительством начато реформирование этой сферы, преимущественно настроив ее на потребности бизнеса и трансферт существующих в мире новых технологий.
Для этого определены ключевые факторы улучшения их состояния.
- Реорганизация структуры «Национального аграрного научно-образовательного центра» путем сокращения дублирующих научно-исследовательских институтов, увеличения опытных станций, введения раздельного управления (наука и адм. ресурсы), а также внедрения стандартов корпоративного управления.
- Улучшение качества научных исследований будет обеспечено за счет создания академической среды и условий для творчества, улучшения материально-технической базы аграрной науки, внедрения принципа выборности руководящего состава научных организаций и повышения требований к квалификациям ученых.
В Госпрограмме предусмотрено поэтапное увеличение финансирования аграрной науки, в том числе до 0,5 % от объема валовой продукции сельского хозяйства в 2021 году и до 1 % в 2030 году.
- Переориентация науки на потребности бизнеса. Будет внедрена практика «виртуальных лабораторий», в рамках которых казахстанские ученые направляются в лучшие зарубежные исследовательские организации для проведения совместных исследований. Данный подход позволит интегрировать казахстанскую науку в международное сообщество и внедрить мировую практику проведения исследований в Казахстане.
- В целях улучшения качества аграрного образования предполагается концентрация 3 аграрных ВУЗов на решении задачи по обеспечению аграрного сектора необходимыми специалистами, обладающими практическими знаниями и навыками. Данная задача включает в себя внедрение в университетах стандартов ведущих мировых ВУЗов по примеру АОО «Назарбаев университет», привлечения франшиз иностранных ВУЗов.
Параллельно по поручению Главы государства усиливаются исследовательские институты, в доверительное управление КазНАУ и КазАТУ уже передана часть научных организаций.
- Разработана и начала работу новая программа распространения знаний, предусматривающая формирование перечня тематик семинаров, выбор отечественных и зарубежных экспертов и лекторов, перечень сельхозпредприятий по проведению семинаров и точечных консультаций от сельхозтоваропроизводителей по предложениям отраслевых ассоциаций и союзов.
В результате охват субъектов АПК увеличится с 1,5-2% до 20-25%.
- В соответствии со стандартами проектного управления Госпрограммы разработаны долгосрочные отраслевые программы по приоритетным направлениям: мясное и молочное животноводство, птицеводство, свиноводство, развитие орошаемых земель, интенсивное садоводство и сахарная отрасль.
Ими предусмотрены условия, необходимые для развития этих направлений. В частности, реализация мясной и молочной программы позволяет каждому желающему создать семейную ферму, стать участником мясного или молочного конвейера и получать стабильный доход.
Такие фермы станут ядром Программы: только в мясном животноводстве в ближайшие 10 лет будет создано 80 тысяч таких ферм, а это — 500 тыс. новых рабочих мест, использование потенциала 100 млн. га пастбищ и доведение производства мяса до 1 млн. тонн в год. |
- Приняты меры по организации уборочных работ и решению вопросов транспортировки зерна на основные экспортные рынки.
Справочно: в прошлом году пшеница продавалась на уровне 35 тыс. тенге, на сегодняшний день тонна пшеницы 3 класса стоит 48-49 тыс. тенге
Ведется системная работа по решению вопросов логистики с целью возврата и удержания традиционных рынков (Иран, Афганистан, Узбекистан, Азербайджан), что будет способствовать созданию плацдарма для выхода на рынок Турции.
- Продолжена работа по привлечению в АПК Казахстана транснациональные компании.
В Карагандинской и Акмолинской областях планируется реализовать 2 проекта по созданию свиноводческого и рыбоводческого комплексов. В Алматинской области реализуется проект по строительству мясокомбината. В Западно-Казахстанской области ирландская компания Dunbia планирует реанимировать откормочную площадку. Немецкая компания «CLAАS» уже начала реализовывать проект по сборке комбайнов и тракторов в Северо-Казахстанской области. В Туркестанской области компания Hyundai начала реализацию проекта по производству сельхозтехники и оборудования. |
Развитие экспорта является основной задачей, причем приоритетом должен стать экспорт переработанной продукции. Уже сегодня проекты по производству из пшеницы крахмал, клейковину, глютен, даже синтетическое волокно, используя современные технологии реализуются в Капчагае, Тайыншы (СКО) и Костанае.
VIII. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
В соответствии с поручениями Главы государства за прошедший год проведена работа по дальнейшему наращиванию добавленной стоимости в экономике, повышению экспортоориентированности производственных процессов, наращиванию человеческого потенциала и качества жизни населения, наращиванию интегрированности экономики как внутри страны, так и в региональном и мировом контекстах.
В послании Главы Государства поручено активизировать работу по индустриализации.
По результатам второй пятилетки индустриализации темпы роста обрабатывающей промышленности опережают темпы роста в горнодобывающем секторе.
Справочно:
8 месяцев 2018 г. к 8 месяцам 2015 г. рост в обр. секторе — 112%; 8 месяцев 2018 г. к 8 месяцам 2015 г. рост в горн. секторе – 111,1%. 8 месяцев 2018 г. к 8 месяцам 2017 г. рост в обр. секторе – 4,7%; 8 месяцев 2018 г. к 8 месяцам 2017 г. рост в горн. секторе – 4,9%. Основными драйверами динамики обр. сектора за 8 мес. т.г. стали машиностроение (+13,8%), хим. промышленность (+9,3%), нефтепереработка (+4,5%), металлургия (+4,1%), производство продуктов питания (+3,5%). |
На фоне неустойчивости мировых рынков, и последовавшей турбулентности в отдельных отраслях экономики, обрабатывающая промышленность стала самым устойчивым и динамичным сектором экономики страны. Достигнутые результаты выдвинули казахстанскую промышленность на новый уровень.
При этом продолжение опережающих темпов роста в отрасли потребует от Правительствадополнительных мер.Усиливающийся экономический и промышленный протекционизм, расширение идей по консолидации и интеграции производств внутри стран, риск торговых конфликтов создали новые вызовы для промышленного сектора страны.
В этой связи Правительством разработаны новые подходы к индустриализации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.
Ключевой приоритет –дальнейшее «усложнение» выпускаемой корзины товаров и расширение присутствия на внешних рынках.
Во-первых, будет осуществлен переход от отраслевых приоритетов в пользу поддержки эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности с акцентом на экспорт и концентрации предприятий в географических «точках роста» — крупных городах и областных центрах.
Во-вторых, прямая поддержка будет предоставляться в обмен на встречные обязательства бизнеса по достижению конкретных показателей производительности и локализации и др.
В-третьих, в рамках подготовки промышленности к «цифровой эпохе» будет создана необходимая инфраструктура и стандарты, «модельные фабрики». Цифровизация промышленности станет одним из основных компонентов производительности и конкурентоспособности наших предприятий.
Реализация указанных мер позволит обеспечить объемы поддержки, сопоставимые с оказываемыми конкурирующими с Казахстаном экономиками, обеспечить рост обработанного экспорта, производительности труда и инвестиций в основной капитал, повысить сложность выпускаемых товаров и критическую массу предприятий в обрабатывающем секторе.
IX. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Транспортная инфраструктура является важным элементом дальнейшего развития экономики страны.Правительством реализуется Госпрограмма «Нұрлы Жол», в рамках которой начиная с 2015 года до конца 2018 года будет построено и реконструировано 2,4 тыс. км. автодорог республиканского значения, единовременнозадействовано порядка 80тыс.человек, доля материалов отечественных производителей в объектах составила 95%.
В настоящее время по автодорогам республиканской сети строительством и реконструкцией охвачено 4,6 тыс.км, по которым в 2020 году планируется полностью открыть движение.
В целом к 2025 году протяженность автодорог республиканского значения I и II технической категории составит порядка 15 тыс.км, а капитальное (твердое) покрытие будет обеспечено на всем протяжении республиканской сети.
Также в соответствии с поручением Главы Государства увеличено финансирование ремонта автодорог местной сети до 150 млрд. тенге.Данные меры обеспечат ежегодный охват ремонтными работами порядка 4 тыс. км автодорог местной сети.Таким образом, к 2025 году доля автодорог местного значения хорошем и удовлетворительным состоянии составит 100%.
X. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
В последние годы в рамках реализации Госпрограммы «Нурлы жол» активно развивалась инфраструктура республиканского значения. Сегодня стоит задача развивать инфраструктуру на региональном уровне.
До 1 сентября 2019 будет разработана новая Стратегия территориально-пространственного развития до 2030 года, основной акцент будет сделан на управляемую урбанизацию. Через данную призму будут раскрыты вопросы системы расселения населения, отраслевой специализации регионов, размещения основных производств и инфраструктурной обеспеченности.
С учетом поручений Главы государства приоритетом станет развитие местной инфраструктуры: энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, местные дороги.На эти цели в 2018 году уже выделены 332 млрд. тенге из республиканского бюджета.
Но с учетом изношенности инфраструктуры необходимы более значительные инвестиции, которые будут предусмотрены в рамках новой программы развития регионов до 2025 года, в том числе за счет государственно-частного партнерства.
Новый подход к территориальному развитию поднимет качество жизни в городах и в отдаленных районах, а также будет стимулировать развитие региональной экономики.
Правительством будут приняты все необходимые меры по реализации поручений, вытекающих из нового Послания Главы государства народу Казахстана.
XI. УЛУЧШЕНИЕ БИЗНЕС- И ИНВЕСТКЛИМАТА
Правительством будут приняты меры по полному и своевременному исполнению поручений Главы государства, связанных с улучшением условий ведения бизнеса, совершенствованием налогового администрирования, а также снижением уровня теневой экономики.
12.1. «Налоговая амнистия» для малого и среднего бизнеса
В Послании поручено с 1 января 2019 года приступить к проведению «налоговой амнистии» для малого и среднего бизнеса.
Сейчас 66933 субъектов среднего и малого бизнеса имеют задолженность 152,8 млрд.тенге, которая образована до 1 января 2018 года и не погашена на 1 сентября текущего года.
Правительством во исполнение поручения Главы государства будет проведена соответствующая работа по списанию 59,5 млрд. тенге пени и 13 млрд.тенге штрафов (72,5 млрд. тенге пеня + штраф) при условии погашения основного долга 80,3 млрд. тенге до 31 декабря 2019 года.
12.2. Меры по снижению теневого оборота в ВВП
По данным статистики теневой оборот в ВВП Казахстана составляет 25,1% (в странах ОЭСР – 16,7%,2015 г.)
- В рамках упрощенных налоговых режимов безналичные доходы не будут влиять на обязанность стать плательщиком НДС и нести дополнительную нагрузку.
- Основой изменения ситуации должно стать использование ERP-систем через автоматизацию учета и обмена данными. Повсеместное внедрение ККМ (контрольно-кассовых машин) нового поколения с возможностью возврата инвестиций через налоговые выплаты.
- Внедрение «кэшбек» для физических лиц в виде возврата 1% на банковские карты в случае приобретения товара по безналичному расчету.
По экспертным оценкам, эти меры увеличат производительность экономики на 0,8-1,4% ежегодно и позволят увеличивать оборот конкретного магазина на 19%.
При этом от предприятий розничной торговли к 2025 году дополнительно ожидается поступление в размере, превышающем 900 млрд. тенге, с увеличением количества занятых на 1,2 млн. человек.
В сфере розничной торговли ожидается снижение доли неформально занятых с 58% до 8% и доли теневого оборота с 75% до 10%.
12.3. По реабилитации и банкротству
Будет продолжена работа по возврату в экономический оборот активов, замороженных в процедурах реабилитации и банкротства.
По поручению Главы государства, в целях поддержки предприятий, испытывающим финансовые трудности, Правительством рассматривается вопрос о предоставлении возможности восстановить свою платёжеспособность, не доводя ситуацию до банкротства.
Для этого разработан проект Закона по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, в рамках которого будут пересмотрены условия, при которых можно начать процедуру реабилитации, и порядок ее проведения.
XII. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ИПОТЕЧНАЯ ПРОГРАММА «7-20-25»
Согласно поставленной Главой государства задаче, в ближайшем будущем каждый казахстанец должен на доступных для него условиях иметь возможность приобрести собственное качественное жилье.
В соответствии с поручением Главы государства в ближайшие 5 лет по Госпрограмме «Нұрлы жер» планируем построить более 650 тыс. жилищ (76,6 млн. кв.м), что обеспечит жильем порядка 2-х млн. наших граждан.
- В рамках «7-20-25» в ближайшие 5 лет порядка 103 тыс. граждан смогутприобрести жилье.По данной программе акиматам поручено проработать механизм частичного субсидирования первоначальных взносов из местных бюджетов.Эту работу уже проводят акиматы г. Шымкент и Актюбинской области.
Согласно механизму для молодых семей и работников бюджетной сферы предусматривается социальная помощь по возмещению половины размера первоначального взноса, что является весьма существенной помощью.
- Посистеме Жилстройсбербанка запущена специальная ипотечная программа для военнослужащих и работников правоохранительной системы. Этот продукт позволит обеспечить жильем 71 тыс. военнослужащих и сотрудников спецгосорганов.
- На выделяемые государственные средствабудет построено 20 тыс. арендных и 56 тыс. кредитных жилищ.Для достижения намеченных Главой Государства целей Правительство будет увеличивать финансирование на строительство арендного жилья с 25 млрд. до 35 млрд. тенге.
Также Правительство рассматривает вопрос увеличения до 100 млрд. тенге финансирования на инженерно-коммуникационную инфраструктуру для подключения строящихся домов к сетям.
На сегодня, выделяемые по поручению Главы Государства ежегодные 100 млрд. тенге позволят обеспечить качественным водоснабжением до 80% сел и улучшить качество жизни их населения.
Принимаемые меры поддержки развития жилищного строительства позволят многим гражданам значительно улучшить жилищные условия и придадут дополнительный импульс развитию экономики страны, а это создание новых рабочих мест и развитие строительной отрасли, предприятий отечественной индустрии и смежных отраслей (производства мебели, бытовой техники, оборудования).
XIII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОРУЧЕНИЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
На финансовое обеспечение реализации поручений Главы государства возможности бюджета просчитаны.
Оптимизация других направлений расходов и ранее принятых обязательств государства не требуется.
Всего будет в целом направлено в течение предстоящих трех лет 1 триллион 226 млрд. тенге.