Технология использования фланелеграфа на уроках по коррекции недостатков развития речи

КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми

образовательными потребностями»

Управления образования акимата Костанайской области.

Подготовила учитель-логопед Пшеницына Валентина Андреевна.

Технология использования фланелеграфа в педагогической деятельности учителя.

Для успешного развития самостоятельности, коммуникативных умений, речи, инициативы и творчества в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо применение различных методов работы с детьми, в том числе и игры.

Одним из таких средств является фланелеграф.

Использование фланелеграфа как одного из обучающих средств, позволяет

 решать целый ряд задач:

— коррекционно-развивающих,

— развития коммуникативных навыков,

— развития связной речи,

— развития познавательных процессов,

— развитие эмоциональной сферы,

— развитие творческих способностей,

— развитие театрально- игровой деятельности.

Фланелеграф наш старый друг, который всегда актуален и эффективен.

Имея в методической копилке достаточное количество дидактического материала разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием фланелеграфа, можно быть уверенным в эффективности и результативности обучения. Весь материал усваивается обучающимися непринужденно и хорошо запоминается детьми, позволяя на уроке фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит. При использовании фланелеграфа создаётся игровая ситуация, а игра всегда увлекает ребёнка, поэтому имеется возможность каждый урок разнообразить игровые ситуации, порождающими творческую инициативу обучающихся. 

Фланелеграф — учебное наглядное пособие для детей:фанера или толстый картон, обтянутая фланелью, на которую крепятся при помощи фланели вырезанные силуэтные изображения. Фланелеграф с давних пор используется в детских садах, начальной школе и в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Сделать фланелеграф довольно просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, огромные и  разнообразие работы зависит лишь от фантазии педагога.

В соответствии с размерами фланелеграфа изготавливаются  плоскостные силуэтные картинки предметов, овощей и фруктов, изображение животных, фигурки человека, геометрические фигуры, буквы, слова. Картинки приклеиваются обратной стороной на фланель или бархатную бумагу, высушивается под прессом и фланель обрезается по силуэту картинки. Для приклеивания фланели лучше всего использовать обойный клей, т.к. он позволяет сохранить мягкость ткани и бумаги, что, в свою очередь, обеспечивает надёжное крепление вырезанных фигур на поле фланелеграфа. Благодаря покрытию задней стороны фланелью, фигуры удерживаются на фланелеграфе и их легко снимать и перемещать.

Наборы картинок для фланелеграфа могут отражать  самые разные темы. Можно сделать подборку картинок по лексическим темам, подобрав изображения  фруктов, овощей, домашних и диких животных, птиц, сказочных персонажей и т.п. Можно использовать картинки из старых журналов и книг, можно нарисовать самим, скачать черно-белые картинки из интернета и раскрасить, купить дидактические наборы картинок и вырезать. Разнообразный материал для фланелеграфа позволяет разыгрывать сюжеты на глазах у детей. Фигурки можно перемещать по экрану, делать ими движения, добавлять надписи — менять картинку, делая ее динамичной, что невозможно делать с обычной иллюстрацией.

Фланелеграф – оригинальная форма иллюстрированного рассказа. Для фланелеграфа лучше выбирать произведения, где персонажи, в основном, статичные. Наибольший эффект показа на фланелеграфе достигается тогда, когда из подготовленных картинок составляется композиция.

При составлении композиции нужно соблюдать некоторые правила использования фланелеграфа:

-не располагать персонажей лицом к краю доски фланелеграфа: перед ними всегда должно быть какое-то пространство;

— соблюдать равномерность расположения предметов и персонажей;

— не перегружать фланелеграф большим количеством мелких предметов и персонажей, что мешает целостному восприятию композиции.

Фланелеграф можно использовать на всех уроках, особенно в начальной школе.  Напримерв качестве сюрпризного момента в гости на урок приходят различные персонажи, которые появляются на фланелеграфе, с которыми ребёнок может взаимодействовать.

На математике фланелеграф используется при изучении тем «Порядок следования», «Порядковые числительные», «Счёт предметов», с помощью фланелеграфа можно учить детей основным математическим действиям: сложению и вычитанию, решать простые арифметические задачи, учить сравнению. Например: посчитать количество предметов в нижнем и верхнем ряду, сравнить где больше, на сколько, что нужно сделать, чтобы их было одинаковое количество? Дети с удовольствием уверенно выходят к фланелеграфу и практически выполняют задания.

Большой интерес у детей вызывает изучение сказок с использованием фланелеграфа. Даже если дети знают сказку, показ на фланелеграфе вызывает интерес, возникают конкретные образы героев, непосредственно воспринимаемые детьми. Если сказка незнакома, сначала показывем героев сказки, а затем, передвигая фигурки, рассказываем сказку. На следующем уроке дети сами работают с фланелеграфом при пересказе сказки. На этом этапе развивается не только речь, но и мелкая моторика. Даже если ребёнок безречевой, он вполне самостоятельно может манипулировать фигурками фланелеграфа, а рассказывать сказку может другой ребёнок или педагог. Герои сказок повторяются, поэтому эти фигурки можно использовать и при изучении других сказок, добавляя новых героев. Хорошо использовать фланелеграф при изучении лексических тем, имея наборы плоскостных изображений предметов по теме. Можно составлять короткие рассказы по теме и показывать их, составлять композиции. Например: по теме «Мебель» составляем комнату для Тани; по теме «Зоопарк» составляем зоопарк с клетками животных и путешествуем по нему; по теме «Город. Улица» расставляем дома, магазины и отправляемся в них и т.д.

Фланелеграф очень удобно использовать на уроке по коррекции недостатков развития речи, это и отработка лексических тем, отработка грамматических форм,когда можно отразить и любое действие (Таня играет, Саша рисует), и признак предмета (синий шар, большой мяч), и уменьшительно-ласкательную форму существительного (кукла-куколка) и т.д.

Для развития связной речи безграничное поле деятельности: составление рассказов по картинке, изображённой на фланелеграфе, по серии картин, рассказывание сказки с показом, рассказывание стихотворения с показом иллюстраций, загадывние загадки с ответом-картинкой и.т.д.

 Очень удобно использовать фланелеграфдля работы с безречевыми детьми, ребёнок невербально показом картинок может ответить на вопрос, передать содержание сказки, стихотворения, рассказа.

На фланелеграфе удобно выполнять различные коррекционно-развивающие упражнения такие как «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Запомни и повтори» и т.д.

Уроки с использованием фланелеграфа проходят как маленький, но очень интересный, необычный познавательный спектакль, поэтому очень нравится детям. Положительные эмоции, возникающие во время выполнения таких заданий,активизируют деятельность детей, снижают утомляемость.

Фланелеграф можно использовать как наглядность, развивающую чувственное восприятие и практическую деятельность, являющуюся основой осознанного усвоения материала, одним из средств создания на уроках эмоционального благополучия и развития детей с нарушением интеллекта.

Использование фланелеграфа быстрый, удобный, не требующий большой подготовки способ разнообразить урок, сделать его более эффективным средством коррекции различных видов деятельности в том числе речи, мелкой моторики, развития творческих способностей, развитию эмоциональной сферы.Фланелеграф можно использовать как наглядность, развивающую чувственное восприятие и практическую деятельность, являющуюся основой осознанного усвоения материала, одним из средств создания на уроках эмоционального благополучия и развития детей с нарушением интеллекта.

Фланелеграф можно использовать как наглядность, развивающую чувственное восприятие и практическую деятельность, являющуюся основой осознанного усвоения материала, одним из средств создания на уроках эмоционального благополучия и развития детей с нарушением интеллекта.