Сальменова Инкара Нурлановна
Учитель-дефектолог, КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области, г.Рудный
Salmenova Inkara Nurlanovna
Teacher-defectologist, KSU «Rudny special school for children with special educational needs» of the Department of Education of the Akimat of Kostanay region, Rudny
Альтернативная коммуникация как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ООП
Alternative communication as a means of individualizing the educational process of children with special educational needs
Аннотация. В статье рассматриваются современные альтернативные коммуникации, которые помогают индивидуализировать образовательный процесс детей с ООП.
Annotation. The article discusses modern alternative communications that help to individualize the educational process of children with special educational needs.
Ключевые слова: дети с ООП, альтернативные коммуникации, образовательный процесс, индивидуализация
Keywords: children with special educational needs, alternative communications, educational process, individualization
Для каждого из нас крайне важно быть уверенным в том, что мы сможем быть понятыми окружающими людьми, в том, что наше окружение сможет воспринять и понять обращенную к нему речь.
В Конвенции о правах инвалидов сказано о «необходимости использования технологий, учитывающих разные формы инвалидности, принятии и содействии использованию жестовых языков, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору» [2. с. 9].
Необходимость использования альтернативных средств коммуникации связана с активным ростом процента детей с нарушениями развития, при которых речь отсутствует или представлена отдельными вокализациями. В таких случаях работа с этой категорией детей затруднена, так как есть сложности в установлении взаимопонимания между ребенком и взрослым. Я имею ввиду следующие нарушения развития: расстройства аутистического спектра, органические поражения речевых зон коры головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенности развития эмоционально–волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. В таких случаях учитель, работающий с ребенком, должен уметь устанавливать контакт с ним, знать, как начать беседу с неречевым ребенком. Основной целью на первом этапе обучения таких детей становится поиск альтернативных средств общения, которые помогут ребенку вступить во взаимодействие с учителем; понять, что от него требуют.
Давайте рассмотрим альтернативные средства общения, которые могут использоваться в коррекционной работе с неговорящими детьми с ООП.
Альтернативными можно назвать все невербальные системы коммуникации.
Мануальные знаки (жесты). В данную системе входят жестовые языки стран (РЖЯ — русский жестовый язык). Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов заметно отличаются от устного языка. Жестовые языки нужно отличать от жестовых систем, вторые сформированы так, чтобы дословно передавать устную речь, копировать (например, КЖР — калькирующая жестовая речь).
Необходимо заметить, что КЖР в последнее время является некорректной формулировкой и более правильнее сказать «словесная речь с жестовым сопровождением». К системе мануальных знаков относятся также естественные жесты, которые используются при общении друг с другом.
Графические символы. К ним относятся все символы-изображения. Блисс-символика — интернациональная семантическая языковая система, включающая в себя несколько сотен основных графических символов. Она вполне может заменить естественный и искусственный язык на письме.
Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы). PIC — это стилизованные рисунки, представленные в виде белого силуэта на черном фоне; слово написано белыми буквами над картинкой.
Картиночные символы коммуникации, сюда можно отнести систему PECS (система обмена карточками); коммуникативные доски и книги.
Предметные символы. Это символы представленные предметами, макетами, моделями предметов, которые обозначают и показывают действия или события. Предметные символы могут быть различной текстуры, а это особенно необходимо в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Коммуникация с использованием дополнительных устройств, которые помогают выразить свои желания,мысли. К таким устройствам следует отнести неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.
Есть и такие виды альтернативных средств коммуникации, объединяющие в себе жесты, символы, устную и письменную речь. Ярким примером является система Макатон.
Макатон — языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи. Данная программа помогает людям с ООП общаться. не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
Жесты делают коммуникацию доступной и возможной даже если речь отсутствует вовсе или неразборчива. А символы станут помощниками в общении для тех людей, кто не может жестикулировать.
Поговорим о том какой должна быть система:
- Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять ребенку ощущать себя частью общества, не быть изолированным, управлять собственной жизнью.
- Интеграция альтернативной системы должна быть тесно связана с такими услугами, как образование, медицина, социальное сопровождение и т. д.
- Обучение языку и коммуникации происходит в комплексе с иными формами терапии и поддержки. [1. с. 30]
Средства альтернативной коммуникации, как и другие формы языка и коммуникации, должны быть орудием, используемым во всех жизненных сферах. Из этого следует вывод, обучение неречевого ребенка использованию альтернативных средств это сложный процесс, который должен протекать под контролем специалистов из разных областей (педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников).
Основным звеном в данной работе становится постоянный контакт с родителями, ведь с семьей ребенок проводит большую часть времени.
«Таким образом, родителям нужны знания о коммуникативных возможностях их ребенка и о том, как можно использовать эти возможности в своем общении с ним. Они должны выработать и применять стратегии, которые позволяют брать на себя коммуникативную инициативу и участвовать в беседе. Если семья не имеет необходимых знаний, это может отрицательно повлиять на возможность ребенка принимать участие в коммуникации и интересных для него занятиях» [2. с. 349].
Литература:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
2. С.Т.Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра», М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.