«Методы и приемы обучения. Метод «пошагового обучения».


Личностно – ориентированное обучение с детьми с РДА».

Подготовила: учитель-дефектолог

Баймагамбетова А.Б.

Слова великого педагога Выготского: «Ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и как высший уровень творческое мышление.

Именно такими словами можно сказать о личностно – ориентированном обучении.

Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в образовательной практике, так и через авторские технологии.

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

На уроке  с учащимися я использую инновационную форму работы «Пошаговое обучение», которое осуществляется в ходе фронтальных и подгрупповых занятий в форме использования ориентированных на конкретного ребёнка технологий. А также во всех режимных моментах в форме процессуального общения по интересным ребёнку в данный момент темам.

Метод «пошагового обучение»  ориентирован на психофизические особенности конкретного ребёнка, его пол, конституционные признаки, нейродинамические процессы. «Пошаговое » обучение предполагает систему «обходных путей» традиционной организации учебного процесса и представляет собой » мягкий вариант достижения цели — поступательное развитие личности ребёнка, обучение без негативного сопровождения, связанного с ухудшением физического и психического здоровья.

Метод «пошагового» обучения и, особенно методика процессуального общения учитывают проявления повышенной работоспособности у разных детей в разное время суток.

Утром учащиеся имеют самую высокую работоспособность.Метод пошагового обучения может затронуть несколько этапов урока. Это этап актуализации знаний, изучение нового материала, этап творческой работы на уроке и рефлексия. Мною используются следующие приемы работы: игра «найди четвертый лишний», соотнесение слова с иллюстрацией, обобщающие слова, работа с геометрическими фигурами на узнавание формы и цвета, работа по образцу, работа с собственными  фотоматериалами учащегося.

Личностно — ориентированный подход

в обучении детей с РДА.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся ключевые, а именно:

 — как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении;

 — как сохранить и укрепить здоровье ученика при организации его учебно-воспитательной деятельности;

 — каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.

  Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности в адаптации ребенка к окружающей среде.

   Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обычных учащихся и детей с ОВЗ, — одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

 Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

       Главное в личностно-ориентированном обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь психологическому и социальному развитию обучающихся радости познания, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности.  Но при этом, не ущемляя права других детей.

      В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо образовательного процесса.

   Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося, используя современные образовательные технологии.

    Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

    Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

Такой подход:

— повышает уровень «Я»-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, избавиться от комплекса неполноценности;

— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

— появляется возможность более эффективно работать с учащимися, которым сложно дается обучение. Никто не чувствует себя обделенным, при этом сильные ученики развиваясь сами, помогают остальным.

Индивидуальный подход  — это увеличение времени на выполнение задания, например, выучить стихотворение ребенок физически не может за 2 дня, посещение уроков физкультуры просто противопоказано, значит, занятия в секции тенниса приравниваем к уроку.

Индивидуальный подход и индивидуальное обучение – это разные вещи, надо честно понимать, что есть такие дети, которые не смогут полностью  интегрироваться в учебный процесс в массовой школе, пока не будет внедрен институт тьютеров.

     Школьники с аутизмом не являются однородной группой по проявлениям различных нарушений. Так, в процессе школьного обучения можно наблюдать, что одни дети не говорят, либо говорят невнятно. Другие обучающиеся испытывают значительные трудности при обучении чтению, даже при правильном чтении текста вслух, отмечается нарушение смысловой стороны и понимания прочитанного. Для некоторых учащихся с аутизмом характерным является склонность к более точным наукам, дети хорошо считают, имеют представления о натуральном ряде чисел и т.д. При этом другие учащиеся испытывают значительные трудности овладении математическими умениями и навыками. Различные уровни по успешности усвоения отмечаются и по другим школьным дисциплинам. Рассмотренные особенности обуславливают построение процесса обучения, учитывая принципы дифференцированного и индивидуального подхода, когда для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный маршрут развития и обучения.

Наравне с индивидуальными подходами к обучению детей с аутизмом в практической деятельности педагога широко используются различные методы и приемы, которые позволяют эффективно выстраивать учебный процесс.

Особенности работы с детьми с аутизмом отмечаются уже на этапе организации процесса обучения, так учитывая трудности коммуникации, а также понимания обращенной речи в работе педагога широко используются различные визуальные стимулы.

Так, например, внутренней подготовке к последовательности действий способствует визуальное расписание уроков, которое составлено на каждый день, в начале каждого урока обучающимся можно предложить отметить переход от одного урока к другому. Наравне с визуальным расписанием, используется визуальный алгоритм урока, что способствует пониманию учебной задачи, привыканию к определенной последовательности.

Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала детям с аутизмом на основе устной речи. Весь речевой материал подкрепляет визуальный ряд, тактильные действия, практические решения поставленных задач. Например, на этапе изучения алфавита, детям предлагаются предметные картинки, на которых изображаются предметы, в названии которых в различных положениях присутствует изучаемая буква. А также в данный период могут широко использоваться дидактические игры и пособия, такие как: «Найди нужную букву», «Покажи, на что похожа буква» и т.д. Таким образом, выстраивается не только процесс обучения, но и особый канал коммуникации, когда некоторые ответы даются в речевом плане, а некоторые показываются с помощью картинок и визуальных символов.

Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить ребенка с аутизмом работать по заданному алгоритму. В процессе решения математических задач особенно важно научить ребенка составлять визуальные вспомогательные схемы, это могут быть краткие записи решения задачи, схемы решения, рисунки к содержанию задачи и т.д. Для обучающихся с трудностями усвоения математики, возможно, разрешить использование визуального ряда чисел, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Среди детей с расстройствами аутистического спектра встречаются те, чье понимание прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому, необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке. На карточке может быть представлена подробная инструкция, а может быть кратко записано одно из действий. Так, на некоторых уроках при закреплении устного счёта может использоваться презентация, карточки с цифрами, таблицы – опоры, например: на слайде появляются предметы для счета, педагог говорит учащимся: «Я буду задавать вопросы (поднимает карточку-опору «Вопрос»), а вы будет поднимать цифру с правильным ответом (поднимает карточку-опору «Ответ»).

Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла в процессе обучения детей с аутизмом могут использоваться учебные фильмы, мультимедийные презентации и практические задания с раздаточным материалом.

Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.

Трудности понимания речевых инструкций, удержания в памяти целей выполняемого задания обуславливает не только постоянное повторение выполняемой задачи, но и поэтапность ее решения, разбирая действие на эпизоды. После прочтения сложного задания, педагог делит задание на этапы, прописывает на доске или карточке алгоритм деятельности даёт инструкцию к выполнению этапа в упрощенном доступном для понимания виде.

Понимание прочитанного текста достигается путем дополнительного выделения ключевых слов в вопрос, задачу, инструкцию. Данный пример поможет ребенку за многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное. Обучающимся с аутизмом важно четко осознавать, что они должны узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить детей самостоятельно выделять важные факты в параграфе.

При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений помогает детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Для успешного освоения программного материала по устным предметам, все материалы для прочтения даются для домашней проработки. При этом часть текстов по развитию речи, окружающему миру можно давать для проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для подготовки докладов, проектов и презентаций в ходе совместной деятельности с родителями.

Таким образом, основными направлениями обучения ребенка с аутизмом являются следующие: помощь в организации обучения; организация педагогической поддержки как обучающемуся, так и его родителям; индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; развитие коммуникативных навыков и выстраивание доверительных отношений.

Упражнения личностно-ориентированного подхода для детей с РДА.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Содержание: На левую руку ребенку надевают волшебный «мешочек», в котором находятся геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки.

Наощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравниваемся с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые производит.

Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем- двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ

Цель: развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Содержание: сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. Д.). Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее.» На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.

Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

ФИЗКУЛЬТУРНИКИ

Цель: Развитие координации движении, обучение ребенка навыкам работы с пооперационными картами.

Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. Д.

Для того чтобы не забыть, какое упражнением как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:

После того, как заготовлены 2-3 схемы, взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится читать схему взрослый, предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить, последовательность из первого и второго упражнения и т.д.

Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым» установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

ПОКАЖИ НОС

Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает “путать” детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

      Организуя личностно-ориентированный подход к проведению уроков, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается

педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.