Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Баймагамбетова Акмарал Булатовна

Учитель-дефектолог

КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Получение образования детьми с особыми образовательными потребностями является неотъемлемым условием их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной деятельности, полноценной жизни в обществе.

Инклюзивное образование — это не только реализация права ребенка на образование, но и изменение подходов к работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы все люди могли на равных участвовать в жизни общества.

Важнейшую роль в развитии инклюзивного образования играют родители.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование данной категории детей невозможно без активного взаимодействия с семьей ребенка. Развитие ребенка с ООП в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности воспитательных воздействий. Поэтому технология сопровождения семьи становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей с ООП.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ООП – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, позволяющая формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, конструктивные родительские установки и позиции по отношению к нему. При организации своевременного сопровождения семьи повышаются шансы успешной адаптации детей с ООП к жизни в обществе, происходит укрепление морального и психологического климата в семьях. Для родителей, воспитывающих детей с ООП, сотрудничество с педагогом расширяет представления о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию, как своих возможностей, так и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Педагогам необходимо помнить, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической работе важны не потому, что этого хотят педагоги, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Педагоги должны сделать родителей не просто союзниками, но и грамотными помощниками на всех этапах работы.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого подхода работников школы и родителей. Так как школа работает в режиме школы полного дня, специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с детьми и родителями большее количество времени.

Задачи, которые стоят перед школой в работе с семьей:

  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;
  • способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
  • создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению социального пространства семей.

В школе традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  • встречи, знакомства с родителями;
  • анкетирование;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • школа молодых родителей;
  • мастер-класс для родителей;
  • тематические папки с рекомендациями для родителей;
  • информационные стенды;
  • страничка логопеда, психолога для родителей на школьном интернет – сайте;
  • школа будущего первоклассника;
  • родительские собрания;
  • занятия – практикумы, тренинги;
  • совместные праздники детей и родителей.

Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения. С детьми осуществляется совместная работа учителя – логопеда и учителя в отношении преодоления дисграфии и дислексии. Только через совместные усилия учителя – логопеда, учителя и родителей можно добиться положительной динамики в преодолении речевых нарушений.

В заключение хотелось подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.

Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ООП, требуется целенаправленная профессиональная помощь.  В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ООП и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ООП, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации.

Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.


Литература

1. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей,

имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. – Ярославль:

ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.

2. Научно-методический и практический журнал «Воспитание и обучение

детей с нарушениями развития». — 2015 год. — №4.

3. Зыкова Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 20. — С. 35–38. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm.