Аналитическая справка

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Внутренний анализ коррупционных рисков»

в деятельности Коммунального государственного учреждения

«Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

          В соответствии с пунктом 5 статьи 8  Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционного риска, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 16 января 2023 года №21 в срок с 27-31 марта 2023 года проведен   внутренний анализ коррупционных рисков в «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.

         В целях проведения внутреннего анализа  коррупционных рисков приказом директора школы от 23 января 2023 года №26/1 «О создании рабочей группы и проведению внутреннего анализа коррупционных рисков на объекте» создана рабочая группа в составе:

  • Амирова М.М., главнй бухгалтер, руководитель рабочей группы;
  • Калугина Е.И., заместитель директора по УР, член рабочей группы;
  • Толстенева Б.Н., заместитель директора по ХР, член рабочей группы;
  • Пшеницына В.А., председатель школьного профсоюза, член рабочей группы,
  • Ригибаева А.И., делопроизводитель, член рабочей группы.

Период проведения внутреннего анализа коррупционных рисков – 01 января по 31 марта 2023 года.

        Типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционного риска, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 16 января 2023 года №21 внутренний анализ осуществляется по двум направлениям:

  1. Выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, затрагивающих деятельность объекта анализа;
  2. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

          В качестве источников для данного анализа были использованы нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность Школы (устав, законы, постановления, правила, приказы).

  1. Выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах, затрагивающих деятельность объекта анализа. 

Проводился анализ документов, вышедших в 2023 году.

Были проанализированы следующие внутренние акты:

  1. Приказ от 13 января 2023 № 22 «О внесении изменений в план государственных закупок на 2023 год».
  2. Приказ от 23 января 2023 года №30 «О создании аттестационной комиссии в 2023 году».
  3. Приказ от 09 марта 2023 года №59 «О проведении трудовой практики учащихся 9,10 классов».
  4. Приказ от 22 февраля 2023 года №08 «О наложении дисциплинарного взыскания».
  5. Приказ от 26 января 2023 года №06 «О предоставлении части трудового отпуска Жумагалиевой А.М.»
  6. Приказ от 02 марта 2023 года №15 Л-С «О приеме на работу работника Онгарбаевой А.А.».
  7. Стандарты и регламенты государственных услуг, оказываемых школой.

            Вся внутренняя документация разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом РК «Об образовании», Законом РК «О статусе педагога», Законом РК «О социальной и медико- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Законом РК «О государственных услугах», Приказом МОН РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов», Трудовым Кодексом РК, Законом «О государственных закупках», Приказом МОН РК «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки», Приказом МОН РК «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».

Результаты проведенного анализа внутренних актов, затрагивающих деятельность школы, свидетельствуют о наличии ряда факторов правового характера,  способствующие повышению эффективности и результативность работы в сфере противодействия коррупции.

  • Широта дискреционных полномочий        

            В ходе внутреннего анализа коррупционных рисков в КГУ  «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области  не выявлены характерные и значимые коррупционные риски, касающиеся нормативных правовых актов (далее — НПА), регулирующих сферу их деятельности.

  •    Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

         Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Школы проводились по следующим вопросам:

  1. управления персоналом, в том числе сменяемость кадров     
  2.  урегулирования конфликта интересов;

      3) оказания государственных услуг;

      4) реализации разрешительных функций;

      5) реализации контрольно-ревизионных функций;

      6) освоения и распределения бюджетных и финансовых средств;

      7) заключения договоров с физическими и юридическими лицами;

      8) разработки и эксплуатации информационных систем;

     9) иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности объекта анализа.

1). Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров

            Проведенный анализ внутренних рисков в организационно-управленческой деятельности показал, что управление персоналом в Школе осуществляется в соответствии с действующим законодательством РК: Трудовым кодексом РК, Законом РК «Об образовании», Законом РК «О противодействии коррупции», а также иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

       Общая  численность Школы составляет 48 человек, из них:

-педагогических работников – 33 чел., технический персонал – 15 чел.

За проверяемый период было уволено 4 человека – уволились по собственному желанию.

         Работники пенсионного возраста 4 человек (Пшеницына В.А., Ощепкова Л.Н., Айгырбаев К.А., Руднева В.Г.), с указанными работниками ежегодно продлеваются  трудовые договора, как обладающими высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом их работоспособности.

         С 3 иностранными работниками заключены трудовые договора в связи с отсутствием кадров. У 2 иностранных работников имеется вид на жительство, у 1 работника имеется разрешение на трудовую деятельность  сроком на 1 год.

         С 01 января по 31 марта 2023 года было принято на работу 2 сотрудника. За текущий период конкурс  на занятие  вакантной должности учителя – дефектолога не проводился, так как нет вакансий по данному направлению.

        По состоянию на 28 марта 2023 года имеются 4 вакансии:

— медицинская сестра,

— уборщик служебных помещений,

— водитель,

— рабочий по КОЗ.

         Имеющиеся вакансии своевременно размещаются на электронной бирже труда «Еңбек.kz»,  в социальных сетях.

В целях соблюдения требований статьи 12 Закона РК «О противодействии коррупции» приняты меры по соблюдению должностными лицами и коллективом Школы антикоррупционных ограничений и запретов, установленных Законом РК «О противодействии коррупции». Разработан и утвержден от 02 октября 2017 года Антикоррупционный стандарт «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области. Это ограничивает использование служебного положения в личных, групповых и иных неслужебных интересах лиц, уполномоченных на выполнении услуг государственных служащих и приравненных к ним лиц.

У директора школы имеются дискреционные полномочия при осуществлении кадровой политики, при отборе кандидатов на вакантную должность. Данные полномочия определены должностной инструкцией директора школы при вступлении в должность.

        В личных делах работников имеются  необходимые документы, приведенные в соответствии со ст.32 Трудового Кодекса РК, со всеми работниками школы заключены трудовые договора в электронном формате на  бирже труда «Еңбек.kz».

         Текучесть кадров наблюдается в обслуживающем персонале в связи с низком уровнем заработной платы.

         За совершение дисциплинарного проступка к дисциплинарной ответственности было привлечено 3 сотрудника. Процедура применения дисциплинарного взыскания не нарушена. Снятие дисциплинарных взысканий в чрезмерно короткие сроки не наблюдается. 

         Каких- либо ограничений и запретов, подразумевающих коррупционные деяния, не выявлено.

         Факты увольнения по отрицательным мотивам не выявлены, увольнения происходили по собственному желанию.

         Коррупционные риски не усматриваются.

2). Урегулирование конфликта интересов:

При изучении деятельности школы проводился анализ на наличие конфликта интересов, причин сменяемости кадров, увольнения (понижения в должности) сотрудников, а также иным вопросам кадровой политики школы. Факты совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников не выявлены.

За проверяемый период фактов обращений юридических лиц по вопросам нарушений действующего законодательства, жалоб на действия должностных лиц и сотрудников не поступало. Поступило 1 обращение в виде коммерческого предложения от юридического лица ТОО «Daryn.online», обращение отработано в соответствии с нормами АППК РК в установленные сроки. Были даны мотивированные ответы и разъяснены их права на обжалование принятого решения в соответствии  с частями 1, 3, 4, 6 статьи 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан

  От физических лиц обращения, жалобы не поступало.

Имеется внутренние правовые акты, регулирующие процедуры по урегулированию конфликта интересов:

— Положение о согласительной комиссии по разрешению индивидуальных трудовых споров,

Приказ от 26 июня 2021 года № 146 «О создании согласительной комиссии по разрешению индивидуальных трудовых споров».

          За текущий период обращений среди работников в согласительную комиссию не поступало.

3). Оказание государственных услуг

 С 1 января  2023 до 31 марта 2023 года   КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области оказала 3 государственных услуг. Непосредственно школой осуществляется 7 государственных услуг:

1. «Прием документов для организации индивидуального бесплатного обучения на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования» в соответствии с приложением 3 к приказу Министра образования и науки РК от 27 мая 2020 года №223.

2. «Прием документов и зачисление в специальные организации образования детей с ограниченными возможностями для обучения по специальным общеобразовательным учебным программам» в соответствии с приложением 2 к приказу Министра образования и науки РК от 27 мая 2020 года №223.

3. «Предоставление бесплатного и льготного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников в общеобразовательных школах» по стандарту в соответствии с приложением приложения 10 к приказу Министра образования и науки РК от 24 апреля 2020г №158.

4. «Прием документов и выдача направлений на отдых детям из малообеспеченных семей в загородных и пришкольных лагерях» в соответствии с приложением приложения 11 к приказу Министра образования и науки РК от 24 апреля 2020г №158.

5. Предоставление бесплатного подвоза к общеобразовательным организациям и обратно домой детям, проживающим в отдаленных сельских пунктах» с приложением приложения 9 к приказу Министра образования и науки РК от 24 апреля 2020г №158.

6. «Выдача дубликатов документов об основном среднем, общем среднем образовании» – по стандарту в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 7 июня 2021 года № 277.

7. «Прием документов для прохождения аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий педагогическим работникам и приравненным к ним лицам организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»  — по стандарту в соответствии с приложением 1 к приказу Министра образования и науки РК от 27 января 2016 года №83.

Государственные услуги предоставляются через ИС «Сакура.24» и автоматизацию государственных услуг. Наличие прямого контакта услугодателя с услугополучателем
в процессе оказания государственной услуги не наблюдается. Сроки оказания государственных услуг выдержаны, документы истребованы в соответствии с регламентов оказания государственных услуг.

За проверяемый период был 1 мотивированный отказ по получению государственной услуги, по причине некорректного прикрепленного документа. Мотивированный отказ был направлен через  ИС «Сакура.24».

Противоречия требований, предусмотренных в правилах оказания государственной услуги вышестоящих нормативных правовых актов не наблюдается.

Коррупционные риски не усматриваются.

4). Реализация разрешительных функций;

Школа разрешительных функций не осуществляет

5). Реализация контрольно-ревизионных функций;

Школа контрольных функций не осуществляет.

6). Бухгалтерия

Бухгалтерской службой КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области за отчетный период была проведена анализ бухгалтерской документации, при этом никаких правонарушений касаемо противозаконных действий не выявлено. Первичные документы составлены согласно действующим нормативным правовым актам, платежи и перечисления бюжетных средств были произведены согласно правил и инструкций бухгалтерского учета в государственных учреждения. Начисление заработной платы, пособие на оздоровление к ежегодному тудовому отпуску, пособие по временной нетрудоспособности гражданских служащих  производилось согласно Постановления Правительства Республики Казахстан № 1193, правил системы оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета.

7). Государственные закупки:

   Годовой план государственных закупок уточняется и утверждается в порядке и форме определяемых правилами осуществления государственных закупок, изменения вносятся в течении отчетного периода. Своевременно заключаются договора с поставщиками товаров, работ и услуг. За отчетный период было заключено 56 договоров о государственных закупках. Из них: 42 заключены способом запроса ценовых предложений, 9 способом из одного источника путем прямого заключения договора, 5 договоров заключено по итогам несостоявшихся закупок. Государственные закупки осуществляются  в соответствии с действующим  законодательством Республики Казахстан. Изменения и дополнения в годовой план государственных закупок производились один раз в месяц, согласно приказа директора КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области , на основании п.4 ст.5 Закона РК «О государственных закупках». Таким образом, за отчетный период было заключены 56 договоров на общую сумму 39184352,88, тенге. Выборочным анализом в документации государственных закупок нарушений законодательства не выявлено.

Заключение:

   Противоречий, требующих внесения изменений или дополнений во внутренние акты КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области (приказы и др.) с действующим законодательством Республики Казахстан не имеется.

Предложения по улучшению принимаемых антикоррупционных мер:

1. С целью уменьшения коррупционных рисков необходимо рабочей группе продолжить работу по внутреннему анализу коррупционных рисков в деятельности КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области, соблюдая основные принципы противодействия коррупции, согласно Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

2. Формировать в трудовом коллективе культ честного труда и антикоррупционной культуры.

3. Разместить результаты внутреннего анализа коррупционных рисков на сайте КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.