Сенсорная интеграция детей с РАС.

Сумжанова Гульжан Жанбуршановна

Учитель-дефектолог

КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Развитие человека с самого начала его жизни происходит лишь в условиях непрекращающейся стимуляции различными ощущениями, возникающими от своего тела и окружающей его среды. Бесконечное количество различной информации, поступающей к нам от органов чувств в головной мозг происходит каждую секунду. Задача мозга — организация полученной информации, отборка наиболее важных и удаление несущественных из большого количества поступающих сенсорных сигналов. Данный процесс называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. Важной особенностью развития детей с РАС считается нарушение сенсорной интеграции, когда сохраняется процесс ощущения и восприятия, но искажается или совсем отсутствует интерпретация воспринятого сигнала: ощущение ребенком дискомфорта без осознания им причины данного состояния, из-за чего реакция ребенка направлена на данный дискомфорт (проявляется в крике, плаче, агрессивных действиях). При отсутствии интерпретации, ребенок может не распознать нужной тревожности сигнала, что может привести даже к прекращению ее физического существования. Характерной особенностью развития детей с РАС является нарушение сенсорного восприятия окружающего его мира, что незамедлительно приводит к нарушениям в сенсорных системах. Улавливания различных ощущений не происходит, они не интегрируются, что в результате приводит к невозможности создания четкого «образа» детьми с РАС. Данный процесс значительно растянут по времени, но даже при условии его проведения, гарантии точности полученного «образа» не существует. В любом случае нарушается ориентирование в пространстве, искажается целостная картина реального мира и происходит изощренное вычленение каких-либо отдельных ощущений своего тела, звуков, а так же форм окружающих предметов или их красок.  Проведенные исследования позволили Л. А. Хоекману выделить две главные причины дисфункции сенсорной интеграции

а) в результате переизбытка чувственной информации происходит появление повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что проявляется в виде непереносимости ими ярких цветов, различных шумов, неприятии тактильных и зрительных контактов, боязни запахов, в осторожности в движениях и т.д.

б) происходящий дефицит информации от органов чувств, отсутствие позитивных контактов с окружающим миром приводят снижению чувствительности к различным сенсорным раздражителям. Ребенок полностью сосредоточен на отдельных стимулирующих впечатлениях, которые могут быть связаны с различными действиями: он может рассматривать свое тело, изменять его положение в пространстве, ощущать свои мышечные связки или суставы.                                                                     Внешне это проявляется в совершении им однообразных действий с предметами, взмахах руками, в застывании во всевозможных странных позах; может наблюдаться избирательное напряжение отдельных мышц и суставов; находит проявление в беге по кругу, в кружении вокруг своей оси, раскачивании и в других различных действиях для осуществления одной цели — воспроизведения одного и того же приятного впечатления. У детей с РАС наблюдаются три вида «некачественной» обработки обычных сенсорных сигналов:

— сенсорный сигнал с нарушенной «регистрацией» в ЦНС не находит отклика в реакции на него ребенка, при этом наблюдается более интенсивная реакция на другой сигнал сенсорной системы.

— выраженные нарушения модуляции сенсорных сигналов, особенно вестибулярных и тактильных, что является причиной развития гравитационной неуверенности. в) нарушения деятельности структур мозга, которые отвечают за побуждение к действиям: подавление интереса к труду, который обычно считается конструктивным и очень полезным. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции. Можно полагать, что поведение детей с РАС довольно часто является его собственной реакцией на сенсорный опыт. Дисфункция сенсорной интеграции объясняет такое «странное» поведение у детей с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия.  Такая «защита» помогает ребенку минимизировать болезненные и неприятные ощущения и дает возможность почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность. Сенсорное развитие детей с расстройствами аутистического спектра К сенсорным системам относят слуховую, зрительную, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную и вкусовую системы. В каждой системе могут проявляться различные отклонения, связанные с очень высокой   и очень низкой  чувствительностью человека, а так же у некоторых индивидов они могут встречаться одновременно. Внимательно рассмотрев каждую область сенсорной системы по отдельности мы сможем понять какие затруднения сопровождают ребенка с РАС. Вестибулярная система (баланс) Органы и рецепторы вестибулярной сенсорной системы расположены во внутреннем ухе. Ее основное предназначение- анализ положения тела и его передвижения в пространстве, предоставление информации о скорости, направлении движения. Вестибулярная система является основополагающей при сохранении баланса и правильного положения тела. Особенности данной системы у людей с РАС: ОНЧ крайняя необходимость в раскачивании, вращении, беге в различном направлении. ОВЧ затруднения в видах деятельности, связанных с движением, постоянные трудности в быстрой остановке во время движения. развивающийся кинетоз при поездках в автомобиле или полете на самолете. затруднения при выполнении действий при изменении положения головы и ног. Внутреннее осязание (проприоцептивная система).  Проприоцептивная сенсорная система служит для формирования мышечного чувства, являющегося основным регулятором разнообразных движений и средством ориентации тела в пространстве. Затруднения при работе данной системы у людей с РАС состоят в: ОНЧ патологическое стремление к чрезмерной близости с другими людьми, отсутствие восприятия личного пространства окружающих. сложности в ориентировании в помещении, отсутствие концентрации на окружающих предметах, при движении постоянно задевает предметы различными частями тела. не старается избежать столкновения с окружающими людьми. ОВЧ нарушения мелкой моторики приводят к затруднениям при застегивании пуговиц и действиях с мелкими предметами. поворачивается всем корпусом при необходимости посмотреть в другую сторону, отсутствие сбалансированности движения рук во время ходьбы. Запах (обонятельная система) Обонятельная система для людей с РАС имеет большое значение при различении запахов, которые мы ощущаем с помощью работы химических рецепторов, расположенных в носу.   Самым первым чувством, предоставляющим нам информацию об окружающем мире является запах, о котором мы часто забываем. Для людей с РАС затруднения в обонятельной сенсорной системе могут включать в себя: ОНЧ отсутствие чувствительности к запахам, даже самым неприятным или зловонным. иногда наблюдается потребность в облизывании предметов. ОВЧ чрезмерное восприятие различных запахов, сопровождающееся интенсивной реакцией. использование туалета вызывает определенные затруднения. негативное отношение к окружающим, использующим в обиходе шампунь или дезодорант с интенсивным запахом. Зрение (зрительная система) Зрительная система передает нашему мозгу около 90% информации и является основным сенсорным каналом связи человека с окружающим миром. Зрение — многоканальный процесс, началом которого является проекция любого изображения на сетчатку глаза, позволяющее нам видеть и различать различные предметы и их расположение, многообразие цветов и красок. Проблемы в зрительной сенсорной системе людей с РАС могут заключаться в: ОНЧ восприятие предметов в более темной цветовой гамме, проблемы в распознавании линий и очертаний предметов. преобладание периферийного зрения над центральным, у отдельных людей с РАС преувеличение размеров предметов при центральном зрении и размытость очертаний при периферийном. нарушения в области глубинного зрения, необходимого для точной оценки расстояния, сопровождающееся затруднениями с бросками и ловлей предметов, проявлением неуклюжести. ОВЧ может наблюдаться искажение зрительного сенсорного восприятия окружающих предметов. дробление зрительных образов на мелкие фрагменты из-за наличия огромного количества источников. доставляет удовольствие сосредоточение внимания на мелких деталях, а не на общей картине. Слух (слуховая система) Слуховая система — одна из важных дистантных систем человека. Акустические сигналы (колебания воздуха) вызывают возбуждение слуховых рецепторов (внутреннее ухо), что приводит к активизации слуховых нейронов и передаче сенсорной информации в головной мозг. Благодаря слуховой системе мы получаем информацию о звуках мира, который нас окружает. У людей с РАС нарушение данной сенсорной системы могут включать в себя: ОНЧ Звуки воспринимает только одно ухо, тогда как в другомслух снижен или отсутствует. человек не распознает определенные звуки. наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами. ОВЧ восприятие громкости шума преувеличенно, искажение и спутанность окружающих звуков. концентрация внимания затруднена из-за невозможности абстрагироваться от посторонних звуков. порог слышимости снижен, поэтому они чувствительны к слуховой стимуляции и слышат беседу на приличном расстоянии. Данные ограничения оказывают непосредственное влияние на сохранность баланса человека и его непосредственные коммуникативные способности. Прикосновение (тактильная система) Тактильная сенсорная система занимается поставкой информации головному мозгу о положении, передвижении тела в пространстве, помогает ориентироваться в окружающей среде, воспринимает различные прикосновения, определяет уровень температуры. Различные нарушения в тактильной системе значительно понижают человеческие возможности к адаптации в окружающем мире. Затруднения людей с РАС при нарушениях бывают: ОНЧ любит сильно обнимать близких. порог боли высок — низкая чувствительность болевых и температурных ощущений. часто занимается самоповреждением (аутоагрессия). получение удовольствия от нахождения на человеке тяжелых предметов. ОВЧ прикосновения других могут доставлять боль или дискомфорт, вызывающие избегание любых прикосновений, что оказывает негативное влияние на межличностные отношения. дискомфорт при надевании предметов одежды на руки и ноги. не любит мыть и расчесывать волосы. предпочтения к определенным видам тканей и одежды. Вкус (вкусовая система) Вкусовая система обеспечивает качественную оценку пищи (сладкая, горькая и т.д.), анализирует действия химических раздражителей на органы вкуса. При повышенной чувствительности вкусовых сосочков человек занимается ограничением себя в питании, что приводит, как правило, к негативным последствиям. Проблемами во вкусовой системе у людей с РАС могут быть: ОНЧ чрезмерная любовь к острой пище. в качестве еды может употреблять несъедобные вещи: ткани, зубную пасту, обычную землю, любые растения и т.п. ОВЧ некоторые виды вкусовых ощущений и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые. дискомфортными могут быть различные по структуре видыеды: едят или совсем мягкую (пюре, каша) или совсем твердую пищу. Симптомами нарушения сенсорной интеграции являются: а) слабая или повышенная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым раздражителям; к движению (не может прикасаться к некоторым фактурам (песок, каша); отсутствие желания заниматься с пластилином или рисовать пальцем; значительные затруднения с манипулированием предметами: использованием столовых приборов, ножниц; неправильно держит пишущий инструмент; повышенная чувствительность к различным звукам, освещению; процесс обучения письму и чтению затруднен; не понимает смысл и процесс выполнения разных инструкций; избегает кататься на качелях или каруселях, либо сильное увлечение этими занятиями; переписывать текст с доски затруднительно, пропускает буквы, слога; с трудом различает правую и левую стороны, чаще при отсутствии времени на обдумывание; любит приближать свое лицо к постороннему на чрезмерно близкое расстояние; б) двигательная активность или максимальна, или минимальна, отсутствует средний уровень; в) гипо — или гипертонус мышц; г) проблемы с моторикой (мелкой и крупной) из-за недостаточной координации движений; д) движения неуклюжи; е) затруднения при концентрации внимания, чрезмерная импульсивность; ж) утомление организма происходит достаточно быстро; з) отрицание контактов в социуме; и) значительные затруднения в процессе обучения вследствие задержки развития речи и движения; к) поведение слабо организованно, не может заниматься планированием. Полноценное развитие сенсорной интеграции служит для гармоничного и целостного развития детей, их полноценной взаимосвязи с окружающим миром. Для усвоения и закрепления любого понятия в памяти ребенка необходимо, чтобы он увидел этот предмет, потрогал его и попробовал. Только тогда в головном мозге происходит формирование связи предмет и его признак. Совместное взаимодействие сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вкусовой, обонятельной и вестибулярной, формирует восприятие различных сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды организма, что способствует одновременному использованию нескольких органов чувств: различные ощущения в ходе сложной деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета и происходит интерпретация, основанная на прежнем сенсорном опыте. Таким образом, ребенок с нормальным развитием, способен одновременно видеть предмет, ощупывать его, слышать название и осознавать, о чем идет речь. Сенсорная интеграция — это восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким каналам и ее объединение в единое целое. У детей с РАС наблюдается искажение процесса восприятия сенсорной информации, что приводит к многочисленным проблемам в обучении и поведении. Таких детей отличает отсутствие способности интеграции сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств, и как следствие- искажение картины реального мира. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции обладают многоканальным характером восприятия: они выделяют из обширного спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители, и как следствие, окружающий мир представляется им хаотичным и раздробленным. В отношении сенсорного воспитания, направленного для обеспечения полноценного развития сенсорики ребенка, и являющегося важнейшей задачей воспитательного процесса в равной степени, как дошкольника, так и ребенка школьного возраста.