Цели: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
Аудитория: родители
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, памятки родителям.
Ход собрания
Во время собрания идет презентация
— Начать свое выступление я бы хотела с прочтения стихотворения:
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” —
Скажет мне семья.
— Какие мысли у вас появились? (Обсуждение стихотворения)
— Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка?
— На самом деле поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъём, радость, восторг, вызванный, допустим, подарком, или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием, — всё это чувства, которые ребёнок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если всё это повторяется часто, становится привычным, радости ребёнка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.
— Как вы думаете, какой самый популярный вид поощрения?
— Покупка какой-нибудь вещи – вот самый популярный у родителей вариант поощрения.
— Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное — умение родителей подметить в поведении ребёнка хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.
— Ну, а успехи в учёбе? Надо их поощрять?
— Надо. Но не отметку как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие. Ведь кто не знает, что хорошую оценку можно получить случайно, можно словчить, списать ответ задачи, рассчитать, когда вызовут.
Если поощрять ребёнка надо обдуманно, то следует трижды обдумать наказание!
— Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?
— Стоит ли наказывать, если ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?
— Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
— В чём вред физических наказаний?
Для физических наказаний не может быть оправданий, они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Хватаясь за ремень, шлёпая ребёнка, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.
Упомяну и о других неоправданных мерах наказания: нельзя лишать ребёнка прогулки, оставлять без обеда; педагогический эффект такого наказания очень сомнителен, а ущерб для здоровья явный…
Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребёнку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный, допустим, поход в цирк или приобретение какой-то вещи.
— Надо ли наказывать трудом?
— Не надо, как правило, наказывать дополнительными заданиями — это может вызвать отвращение к труду вообще. Только в одном случае такое наказание целесообразно: если вина сына или дочери как раз в том и состояла, что закончив, допустим, клеить «змея», ребёнок убежал с ним во двор, забыв за собой убрать.
Вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребёнок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: «Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!» Наоборот, и наказанный, ребёнок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.
При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.
— Я хотела бы раздать вам памятку, которая поможет вам лучше общаться со своими детьми. Спасибо за внимание!