Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности младшего школьника

Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

В воспитании детей  семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.

Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Работа с семьей по этому направлению в нашем учреждении реализуется через следующие формы взаимодействия:

встречи «Клуба заботливых родителей» (практикумы, тренинги, гостиные);

праздники, развлечения, концерты с участием родителей (совместные выступления детей и родителей);

родительские собрания в форме  практикумов, дискуссий, «круглых столов», презентаций;

групповые и индивидуальные консультации специалистов;

проектная деятельность дошкольников с участием родителей;

наглядная агитация.

Родительское собрание – практикум.

Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.

Задачи:

  1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей младшего школьного возраста;
  2.  способствовать сплочению родительского коллектива;
  3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Участники: родительский коллектив, педагог, социальный педагог.

Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска  и  оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).

Ход собрания:

1.Организационный этап.

Социальный педагог и учитель  встречают родителей,  предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.

  1. Актуальность темы собрания.

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги  призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.

  1. Работа в микрогруппах.

3.1.  Задание «Мозговой штурм».

— Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и  дайте ему  определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).

На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.

Вывод:  Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

3.2.  Задание «Проблемные вопросы».

— Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят  различия между этими понятиями?

Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.

Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.

— В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах,  совместно с родителями формулируется вывод.

Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.

  1. Решение проблемной ситуации.

— Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?

Обсуждение в группах (3 минуты).  Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.

Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.

  1. Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».

На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.

 

0 – 5 лет.  При ответственном родительстве, при тесном и постоянном  контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных  ребёнком.

6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за  воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного  и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка,  формируется непонимание между родителями и детьми.

10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии  с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и  «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.

17 – 23 года.  Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.

Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание  и доверительные отношения со значимыми взрослыми.

  1. Практикум.

Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».

— Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей  раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов  — методов воспитания.            •

— Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.

В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук  И. А. Липским.  Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый  метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» — безымянный палец и «личного примера» — указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» — мизинец.

  1. Дополнительные задания.

— Запишите 10 способов убеждения.

— Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.

Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.

  1. Подведение итога.

Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют  практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей.  Младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.

Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» • (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).