Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Работа с семьей по этому направлению в нашем учреждении реализуется через следующие формы взаимодействия:
встречи «Клуба заботливых родителей» (практикумы, тренинги, гостиные);
праздники, развлечения, концерты с участием родителей (совместные выступления детей и родителей);
родительские собрания в форме практикумов, дискуссий, «круглых столов», презентаций;
групповые и индивидуальные консультации специалистов;
проектная деятельность дошкольников с участием родителей;
наглядная агитация.
Родительское собрание – практикум.
Тема: Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка.
Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.
Задачи:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей младшего школьного возраста;
- способствовать сплочению родительского коллектива;
- способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Участники: родительский коллектив, педагог, социальный педагог.
Оборудование: собрание проводится в просторном помещении (музыкальный зал); столы расставляются для работы в микрогруппах; магнитная доска и оформление к ней; маркеры, бумага, клей-карандаш (по количеству групп); изображение ладони и набор опорных слов к ним (по количеству групп).
Ход собрания:
1.Организационный этап.
Социальный педагог и учитель встречают родителей, предлагают занять место за одним из столов. Организуется деление на группы по цветным жетонам.
- Актуальность темы собрания.
Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи и образовательного учреждения в воспитании духовно-нравственной личности ребёнка.
- Работа в микрогруппах.
3.1. Задание «Мозговой штурм».
— Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности» и дайте ему определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).
На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.
Вывод: Духовно-нравственные ценности это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
3.2. Задание «Проблемные вопросы».
— Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят различия между этими понятиями?
Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.
Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.
— В чём состоит различие понятий «ценности» и «ценностные ориентации»? (на магнитной доске выставляется табличка с надписью «ценностные ориентации») После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.
Вывод: Ценностные ориентации – это усвоенные ценности, исповедуемые членами семьи. Это то, что пережито, на чём базируется жизнь семьи, является её основой.
- Решение проблемной ситуации.
— Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка?
Обсуждение в группах (3 минуты). Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.
Вывод: Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.
- Минилекция «Этапы формирования нравственных ценностей».
На магнитной доске представлен график, который иллюстрирует периоды формирования и развития нравственных ценностей личности в соответствии с возрастом.
0 – 5 лет. При ответственном родительстве, при тесном и постоянном контакте ребёнка с матерью идёт нарастание количества и качества ценностей, усвоенных ребёнком.
6 – 9 лет. Ребёнок расширяет границы своего «Я», спорит, противоречит, у него появляются дополнительные авторитеты (учитель, друзья…). На данном этапе необходимо согласованное взаимодействие родителей и педагогов по формированию нравственных ценностей ребёнка. При «перекладывании» ответственности за воспитание ребёнка с семьи на ОУ, при формальном отношении к своим родительским обязанностям не происходит качественного и количественного изменения в развитии нравственных качеств ребёнка, формируется непонимание между родителями и детьми.
10 – 16 лет. Наблюдается снижение динамики формирования нравственных ценностей. В соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, происходит частичное или полное «обесценивание» родительских нравственных установок. Наблюдается поиск и «приобретение» новых нравственных ценностей (сверстники, кумиры…). В этот период возможна потеря взаимодействия родителей, педагогов с подростками.
17 – 23 года. Рост внимания личности к ценностным ориентациям, профессиональный поиск, поиск смысла жизни и своего места в ней.
Вывод: Важно избегать разрывов в процессе формирования нравственных ценностей. Ребёнку необходимо постоянное родительское внимание и доверительные отношения со значимыми взрослыми.
- Практикум.
Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
— Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов — методов воспитания.
— Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.
С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску. Представители групп презентуют свою модель.
В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» — безымянный палец и «личного примера» — указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» — мизинец.
- Дополнительные задания.
— Запишите 10 способов убеждения.
— Запишите 20 способов поощрения ребёнка и т.д.
Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.
- Подведение итога.
Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Младший школьный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.
Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» (т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).