«Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье»

 «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  

будете плакать на старости лет — вот, по-моему, одна

из самых мудрых истин материнства и отцовства».       

 В.А. Сухомлинский

Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. 

Форма проведения: круглый стол.

Ход собрания

Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности, которую мне рассказала моя первая учительница. Я хочу вам ее рассказать.

                               Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… — говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

— Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями.

— Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

— Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что это ваш ребенок (модель ребенка). Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат сердечки, на которых написаны черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка (выбирают сердечки и передают учителю).

Перечислить качества, которые прикрепила на доске (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)

— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.

Давайте посмотрим на экран (фильм)

Недавно я стала свидетельницей такой же ситуации, которая произошла с участием наших детей, подобных примеров можно привести много.

Почему это происходит? Кто виноват?

(Ответы родителей).

Конечно же, мы с вами, взрослые являемся примером для подражания. Дети повторяют все ошибки, когда-то допущенные нами.

Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 ошибки в воспитании, которые он когда — либо совершал. (мало внимания уделяется детям, излишняя опека, проявляем грубость —  крик,  равнодушие к действиям и т.д.)

Современные педагоги выделяют следующие ошибки родителей в воспитании:

Непонимание позиции ребенка.

Проявление равнодушия к проблемам детей.

Навязывают свое мнение.

Кричат, читают нотации.

Вашему вниманию предлагаются результаты анкетирования учащихся «идеальные родители»

Понимают своих детей (78%);

Любят своих детей (60 %);

Помогают решать проблемы (23 %);

Не кричат на своих детей (60 %);

Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (82%);

Не читают нотации (20 %);

А теперь давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с мнением детей.

Тест.  Вашему вниманию предлагаются фразы, которые мы часто говорим своим детям. За каждую выбранную фразу поставьте себе один балл.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. И в кого ты такой уродился?
  3. Я в твое время!
  4. Какая ты у меня умница!
  5. А как ты считаешь?
  6. Ты моя опора и помощник!
  7. Все дети как дети, а ты…

Если вы набрали:

2-3 балла – вы живете с ребенком душа в душу.

4-5 баллов – свидетельствуют о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком.

— Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

Я подготовила для Вас несколько советов, которые помогут вам в этом нелегком деле.

(Фильм с советами)

Мы увидели, что воспитание может быть плодотворным только тогда, когда оно озарено любовью родителей. Вашу любовь можно сравнить с теплом солнечных лучей.

У вас на столах лежат лучики солнца, запишите на них ответ на вопрос: Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь? (часто обнимаю, улыбка, доброта, похвала, )

Посмотрите, какая красивая картина получилась — идеальный ребенок согретый любовью родителей.  Это и есть мечта каждой семьи, каждого родителя…

Однако в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает.

Поможет в решении проблем в воспитании нравственной личности памятка «Заповеди родителям»:

  1.                   Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  4. Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.