Цель:
Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности»Воспитание уважительного, доброжелательного отношения к людям.
Задачи :
-Развивать этические чувства как результата морального поведения;
-Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Познавательные:
Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения; учить оценивать поступок свой и окружающих; научить видеть качества у людей; сформировать у детей представление о добре, о хороших и добрых поступках.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Эмоциональный настрой
-У вас напарта лежат тучки и солнышки.
У кого хорошее настроение поднимите солнышко, у кого настроение непогодится
(если вы чем то огорчены ) -поднимите тучки.
Кто поднял тучки, я надеюсь к концу урока ваше настроение измениться.
- 3. Классный час открывает песня « Если добрый ты »
— Кто догадался, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей)
— Да, мы будем говорить о добре и доброте, но сначала создадим себе хорошее настроение, улыбнемся друг другу, скажем приятные слова соседу.
— Я думаю вы часто слышите, что человек должен жить в мире добра, делать добрые дела. Как вы думаете, а что такое добро? (ответы детей)
Добро — все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.
— Назовите синоним к слову добро.
Все вы знаете, что в сказах почти всегда добро побеждает зло!
Вспомните и назовите сказки такие сказки?!(обучающиеся называют сказки)
4.Ребята ,а как вы понимаете словосочетание: Золотое правило?
(главное правило человеческого общения)
— Почему оно золотое? Где-то это правило написано? Как оно звучит?
Если это правило, то, как и где его применять?
— Конечно, на все вопросы постараемся ответить и попробуем создать модель золотого правила.
— Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Крошка Енот», затем проанализируете, определите проблему в поведении и сформулируете золотое правило этики.
- Формулировка золотого правила нравственности.
— Какая же проблема в поведении героев? (Герои не правильно себя вели:Крошка Енот корчил рожицы, замахнулся палкой – в ответ получил то же самое; остался один, потому что все отвернулись от него из-за его плохого поведения)
— Какое же главное правило поведения в общении с людьми? Как вы его сформулировали?(ответы детей)
— Вы молодцы, прекрасно понимаете,как нужно общаться с окружающими!
— Золотое правило нравственности: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — это главное правило человеческих отношений.
— Теперь мы можем ответить более подробно , почему же это правило золотое (главное)? (Если не знаешь как поступить в ситуации, нужно следовать этому правилу)
6.ИГРА
« Собери пословицы и поговорки»
Добрые дела
и кошке приятно
Без добрых дел
без добра
Жизнь дана
на добрые дела
Нет худа
нет доброго имени
Доброе слово
на добрые дела
- — А кто же самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (ответы детей)
Почему говорят:
Около солнца — тепло,
Около матери – добро.
Вспомните, какое доброе дело вы делали для своих близких в последнее время? (ответы детей)
— Ребята, скажите а можно ли научиться быть добрыми?(ответы детей)
Быть добрым можно научиться, но это трудное дело. Искорки доброты возникают от хорошего настроения, в этот момент человек готов полюбить весь мир.
Не зря говорят: «Доброта, что солнце, а добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей».
Я раздам вам слова, вы должны выбрать из них только те, которые относятся к добрым людям и прикрепить их как лучи на доску к нашему большому солнышку.
Аккуратный умеет прощать обиды ласковый
Доброжелательный чуткий внимательный
Вежливый отзывчивый помогает в беде
Неучтивый скромный
- Рисунки.
Возьмите альбомный лист, обведите свою ладошку, в центре напишите слово Я, на пальцах напишите свои положительные качества.(ребята выполняют свои работы)
-Кто из вас написал слово добрый (добрая)? Молодцы, что считаете себя добрыми, отзывчивыми, внимательными.
- Раздаю «Копилку добрых советов»- ключики и итоги нашего занятия:
- Будь добрым к людям.
- Учись добру у добрых людей.
- Не бойся предлагать свою помощь.
- Отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день.
- Не причиняй зла, добрее становишься.
- Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя!
10.Подведение итогов:
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе.
Помните: Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
— Почему добрые сердца сравнивают с садом? (рассуждения детей)
— Заботьтесь о своем «саде», наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.
— Какое правило мы с вами должны помнить всегда?(золотое)
— Как звучит золотое правило?
— Напомните,почему оно золотое?
- Игра-тренинг «Волшебное солнышко добра».
Учитель: Представьте, мы с вами в Изумрудном городе. Великий и могучий Гудвин приготовил для вас письмо:
«Дорогие дети! Мне очень приятно, что в изумрудный город пришли добрые, внимательные, умные, смелые ребята, верные друзья. Всегда помните, что доброе братство — лучшее богатство. Ваш Гудвин. 2010 г.»
— Какие добрые слова. Давайте и мы создадим наше солнышко добра.
-На доске у нас с вами получилось, на партах у каждого тоже есть солнышки, а сейчас мы создадим одно большое , общее солнышко.
— Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Звучит приятная, красивая мелодия).
-Нарисуйте в своём воображении солнышко добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный свет и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого солнышка внутрь, в своё сердце.
-Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе:
-Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение, соединим все доброе в одно целое солнышко добра нашего класса!
Учитель: Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошее.
— Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами:
— Всего вам доброго!