Сценарий внеклассного мероприятия «Занимательный логочас» для учащихся 1-4, 5 «Б» классов.
Подготовила учитель-логопед Пшеницына В.А.
Апрель 2018 г.
Пояснительная записка к сценарию логопедического досуга для учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью «Занимательный логочас».
Логопедический досуг по настоящему сценарию подготовлен для учащихся 1-4 и 5 «Б» классов, имеющих интеллектуальную недостаточность.
Часть детей, участвующих в мероприятии являются безречевыми.
Материал подобран таким образом, чтобы дети могли принять участие вербально и невербально в силу своих психофизиологических особенностей, реальных возможностей, имеющихся умений и навыков, жизненного опыта.
Задания и номера, представленные на логочасе опираются на визуальное и слухое восприятие, двигательные упражнения со стихотворным сопровождением. Наглядный материал выполнен в цветном варианте, звуковые предметы подобраны с выразительным звучанием.
Во время проведения мероприятия учащиеся должны показать, чему смогли научиться, как сформированы их практические умения и навыки пользования исправленной, фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Участие в мероприятии поможет закрепить приобретённые произносительные умения, совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи, закреплять графические образы печатных букв, развивать фонематические способности, активизировать творческий потенциал, повысить мотивацию к обучению. Учащиеся смогут увидеть результат своего труда, восприятие их результата сверстниками и взрослыми, получить похвалу, услышать аплодисменты, почувствовать гордость за свои умения, приобрести большую уверенность в своих силах. Всё это является важным в развитии эмоционально-волевой сферы и формировании самооценки, уверенности в себе, доставит детям радость и удовольствие.
План-конспект логопедического досуга «Занимательный логочас»
с учащимися 1-4, 5 «Б» классов.
Цели.
Образовательные:
— формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
— повысить мотивацию учащихся к обучению, дав возможность продемонстрироватьприобретённые умения и навыки;
— закреплять приобретённые произносительные умения;
— активизировать творческие способности;
— закреплять у детей самоконтроль за собственной речью;
— совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи;
— закреплять графические образы печатных букв, прочтение слов.
— закреплять умения определять первый и последний звук в слове.
Коррекционно-развивающие:
— развивать артикуляционный аппарат через артикуляционные упражнения на звуки, через скороговорки;
— развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями;
— развивать речевую коммуникацию, зрительно–пространственную координацию, воображение, внимание, словесно-логическое мышление, память, моторику,чувство юмора;
— развивать фонематический слух, через умение слышать заданный звук в словах.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Оборудование:
Шапочки фруктов, изображение овощей и графическое их название,
карточки с картинками, магнитная доска, картинки на звуки, картинки для рассказывания стихотворений, бумага, силуэтные картинки для сказок, звучащие игрушки.
Ход мероприятия:
Учащиеся входят в зал под музыку и рассаживаются за столы с табличкой своего класса.
Логопед:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую всех кто пришел к нам.
Как известно всем у нас,
Делу время, а потехе час.
Сегодня у на с вами занимательный час.
Мы собрались на необычное занятие «Занимательныйлогочас».
Будем рассказывать стихи, отгадывать загадки, шутить, и при, этом, конечно, правильно и красиво говорить.И конечно же покажем, чему мы научились.
Ну, а чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем разминку, зададим язычку разные задания:
В некотором царстве,
Звуко — государстве
Жили — не тужили,
С Язычком дружили
песенки-чудесенки
Свистелочка — СССССС
Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,
Шипелочка — ШШШШШ,
Жужжалочка — ЖЖЖЖЖ.
Рычалочка — РРРРР,
Тарахтелочка — ТРРРР
Дрожалочка– РРРРР
Логопед:
— Наш логочас необычный, мы с вами отправимся на экскурсию в каждый класс и узнаем кто чему научился в своём классе.
I
Самый первый у нас 1 класс и к первому классу присоединилсяДиас Н.
Диас умеет хорошо слышать звуки и научился составлять звуковую цепочку.Он нам сейчас покажет, как это нужно делать.
(Диас выполняет инд. задпние на магнитной доске).
А с нервым классом мы покажем тему «Фрукты». Выходите фрукты мы на вас посмотрим (дети выходят в шапочках фруктов).
Арина Ш.
Как хорош он,
летний сад,
Фруктами
всегда богат.
Расскажим вам про фрукты
Вкусные продукты.
Логопед:
— Я буду читать вам стихи про разные фрукты и ягоды, а вы будете договаривать нужное название.
1).Любят взрослые и дети
Сладкий запах фруктов этих.
Вкусный он такой один –
Очень яркий … апельсин.
2).Любят взрослые и дети
Угощаться фруктом этим!
К нам приплыл из дальних стран
Жёлтый сладкий фрукт … банан.
3).Полюбите меня дети
Я полезней всех на свете.
Я скажу, а ты послушай:
Называют меня … грушей.
4). Кто подружиться со мной,
Не простудиться зимой!
Я не птичка-невеличка.
Я полезная … клубничка.
5).Фрукт ты заграничный,
Но на вкус отличный.
Скажем прямо без прикрас
Очень вкусный … ананас.
6).Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Вот забавный карапуз!
Посмотрите-ка … арбуз.
7).Сладкий, сочный и полезный,
Популярный и известный.
Каждый знает из ребят –
Это вкусный … виноград.
(Фрукты кланяются, уходят).
После фруктов смотрим как Диас справился с заданием?
Логопед: в 1 классе дети не только учат разные темы, но ещё умеют хорошо дружить, иногда, правда, бывают ссоры. Вот про такую дружбу нам расскажит стихотворение Алёна.
Алёна Т.
Подружки.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играй давай!»
Физминутка: «Звериная зарядка» под стихотворное сопровождение.
II
После первого класса мы отправляемся во второй «А» класс.
Здесь ребята учатся красиво говорить звуки. Они выучили стихотворения на звуки, давайте послушаем.
С. Сисолятин.
Жук.
Жук на веточке лежал,
Жабе песенку жужжал:
Жу-жу-жу, да жу-жу-жу!
Я на Вас гляжу – гляжу
Просто слов не нахожу:
Вы прекрасней всех жу-жу!
С. Пушкарёв.
Чебурашка и букашка.
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Логопед:
— Дети хорошо слышат все звуки и 2 класс приглашает принять участие в игре «Узнай звук»
( Звучат различные инструменты, дети с завязанными глазами узнают, какой предмет звучит)
III
Логопед:
— Из 2го класса мы идём в 3 и 4 класс.
Здесь дети умеют читать хорошо говорить. Как учиться читать Денис Б. он на сейчас покажет. (Денис способом глобального чтения показывает короткий рассказ про овощи).
— А дети, которые умеют хорошо говорить покажут как правильно и быстро говорить скороговорки.
Курушпаев А.
Карп и квартира.
У карпа в пруду есть квартира,
В квартире и мокро и сыро.
А карпу квартира по нраву,
Квартирой гордится по праву.
Романов А.
Мышка и сушки.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
Логопед:
— А сейчас вместе с 3 и 4 классом поиграем в слова, но будем не просто называть слова, а слова похожие на те геометрические фигуры, которые я буду вам показывать.
(Ершат показывает по очереди геометрические фигуры, а учащиеся по подсказке на экране называют похожие по форме предметы).
После игры смотрим и читаем, что составил Денис Б.
IV
Логопед :
— А теперь отправляемся в 5 «Б» класс, они самые старшие и покажут нам как они умеют запоминать стихи и рассказывать.
Андрей С. по картинкам рассказывает стихотворение
Нурсултан Б. выкладывает стихотворение «Птицы прилетели» строчками.
Тили-тели, тили-тели,
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели.
Логопед:
А теперь поиграем пальчиками.
Учащиеся по показу выполняют пальчиковые упражнения «Петушок», «Прогулка», «Зайка».
Логопед:
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
По слайдам дети узнают какая сказка.
И сейчас мы отправимся в сказку. У каждого класса будет своя сказка, а какая вы узнаете сами, когда увидите персонажей и наклеите их на бумагу.
Каждый класс на плакате коллективно составляет сказку, атрибуты и персонажи каждой сказки в конвертах:
1кл.- «Репка»
2 «А» кл.- «Колобок»
3-4 кл. — теневой театр «Заюшкина избушка»
5 «Б» кл — «Теремок».
После окончания работы каждый класс демонстрирует свою сказку.
Логопед:
-Вот и подошёл к концу нашлогочас. Мы будем с вами на уроках стараться заниматься и ещё многому научимся.
Как вы думаете как мы сегодня занимались хорошо или плохо? Покажите.
Вы славно потрудились и за хорошую работу каждому классу вручается вкусный сюрприз, который вы откроете когда придёте в класс.